Фото Олег БОГДАНОВ
Случайная находка вернула из небытия имя талантливого, но малоизвестного художника Михаила Иванова. Школьный учитель спас его наследие, выброшенное на помойку. Теперь картины, этюды, зарисовки вместе с уцелевшими документами представлены в экспозиции «С любовью к людям» в музее барнаульской школы №53.
Из небытия
«Младший лейтенант Иванов после тяжелого ранения признан годным к нестроевой службе в учреждениях войскового тыла и направляется на излечение в госпиталь города Абакана» – гласит свидетельство, датированное 1942 годом. От 1933-го – справка государственного Русского музея Ленинграда о покупке картин выпускника художественной академии Михаила Иванова.
Удивительно спасенные работы автора, написанные в 30-е и 40-е годы прошлого века. В них – свет, солнце, надежда. Без тяжких ассоциаций, политики, портретов Сталина. Со стен смотрят живые лица, в глазах – ни тени страха. Милый малыш, списанный с сына художника Юры, простецкий седо-
власый дед, смеющийся лыжник, провалившийся по пояс в сугроб…
История обретения Барнаулом этих шедевров почти невероятная. Преподаватель технологии школы № 53, заведующий школьным музеем Олег Рыжиков отправился в гараж на улице Ползунова – надо было поменять резину своей «ласточке». Переходя дорогу на углу Радищева и Гоголя по правилу «посмотрел налево – посмотрел направо», тренированным взглядом исследователя приметил увесистый ящик, выброшенный кем-то на свалку.
– Любопытство человека музейного взяло верх, я забрал находку с собой. А открыв ее в гараже, ахнул, глазам своим не поверил, – рассказывает Олег Сергеевич. – Там были рисунки, портреты, документы, в том числе наградные, к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Порой нахожу раритеты именно на свалках – кожаные портупеи, старинные крынки, обмундирование времен войны, фарфоровые статуэтки, учебники прошлого века. Но такого, чтобы выбросили чье-то творческое наследие, на моей памяти еще не было. О художнике Михаиле Иванове я ничего не знал и даже думал поначалу, что он – родня известной династии художников Ивановых. Поэтому первым делом связался с искусствоведами.
«Впервые я увидела эти работы, когда они еще не были оформлены в экспозицию – и пришла в восторг. Типичная академическая живопись, хороший крепкий профессиональный рисунок» – так отозвалась о коллекции, получившей в Барнауле вторую жизнь, член Союза художников и заслуженный работник культуры России Любовь Шамина.
Мастер и Маргарита
Михаил Иванов родом из Ленинграда, жил и женился в Омске. Так каким же образом его след отыскался в Барнауле? Любовь Николаевна подсказала, где найти ответ. На наше счастье, в краевой столице живет известная художница Ирина Озолина, вдова поэта Вильяма Озолина. Ее свекровь Дебора Гонт была лучшей подругой жены Михаила Иванова, Маргариты Ободовской.
Дебора Ароновна и Михаил Алексеевич вместе работали художниками в Омском медицинском институте: в доцифровую эпоху быстрее и проще было делать профессиональные зарисовки фрагментов операций и лекционного материала, чем снимать на пленку.
Творческие семьи дружили, Ирина Павловна лично знала Маргариту Алексеевну и даже хранила у себя две работы Иванова – «Ненастье» и «Прииртышье. Она-то и рассказала подробности жизни талантливого, но незаслуженно забытого живописца.
Михаил Иванов – участник боев под Москвой, где получил тяжелое ранение ноги и позвоночника. После демобилизации всю отпущенную ему короткую жизнь ходил плохо, тяжело. И он, и его Маргарита – дети от первых браков своих родителей, оба сбежали из Ленинграда и приехали в Омск. Здесь поженились и в доме в Газетном переулке родили своего первенца.
В среде друзей и близких он слыл великолепным рассказчиком, человеком небывалой эрудиции, остроумным, обаятельным, легко завоевывающим внимание прекрасного пола.
– Да, в него влюблялись самые красивые студентки мединститута, – рассказывает Ирина Озолина. – Могли часами сидеть у него в мастерской, болтать, смотреть, как он работает. Но Маргарита не ревновала, считала ревность неконструктивным чувством. Я любовалась его женой. Не красавица в полном смысле слова, но высокая, статная, образованная по-особому, по-ленинградски. И вся светилась, едва начинала говорить о муже, даже тогда, когда его уже не было в живых. Я не видела его при жизни, а когда мне показали его фото – удивилась. С карточки смотрел… ну совершенно некрасивый человек. Когда я сказала об этом Деборе Ароновне, она ответила: «Господь с вами, Ира, он ведь такой обаятельный». Не «разглядел» фотоаппарат внутренней красоты человека.
Не нужное – выбросить?
9 мая 1957 года в возрасте пятидесяти лет художник, выживший на войне, был убит. Пошел провожать засидевшегося в гостях друга, и у калитки собственного дома случайно попал под шальную пулю во время перестрелки, когда милиция преследовала преступника.
Его сын, Юрий Михайлович Иванов, приехавший после окончания института работать в Барнаул, человек на Алтае известный. Он – «Почетный дорожник России», долгие годы входил в топ руководителей «Алтайавтодора».
Маму Юрий забрал к себе, в Барнаул. Ирина Озолина помнит, как в 1980 году была приглашена с мужем на семидесятилетие Маргариты Алексеевны:
– Когда вошли в квартиру, были неприятно удивлены. Мы мечтали увидеть и другие работы, кроме тех двух, что украшали наш дом, но ни одной картины Михаила на стенах не увидели. У Юры и его жены подрастали двое сыновей, сейчас им уже за пятьдесят. Когда работы Михаила обнаружились на свалке, мы с Олегом Рыжиковым и Любовью Шаминой стали разыскивать Юрия, зная, что все это он хранил у себя дома. Позвонили в «Алтайавтодор» и узнали, что он умер в декабре
2016–го… Наследие художника оказалось никому не нужным…
Нередко бывает, что не хранят потомки неординарных личностей отчие и дедовские библиотеки, собрания, коллекции. Почему? Есть ответ и на этот вопрос у Ирины Озолиной: «Художники много ездят, любуются миром, видят красивое, а надо видеть еще и своих детей». Уверена женщина, которая 56 лет работает с ребятишками, одаренными, обычными и «трудными». К слову, Ирина Озолина ведет единственную в краевой столице благотворительную студию ИЗО, бесплатно обучает мальчиков и девочек рисунку и живописи.
Ничего не происходит случайно. И доказательство тому тот факт, что Олег Рыжиков оказался рядом со свалкой, на которой едва не убили во второй раз Мастера.