«12 километров пешком»: новосибирские курьеры «Яндекс.Еды» пожаловались на условия труда

© vk.com

«12 километров пешком»: новосибирские курьеры «Яндекс.Еды» пожаловались на условия труда

23 Апр 2019, 09:45

Курьеры «Яндекс.Еды» пожаловались на отсутствие компенсаций на транспорт, большие штрафы, неоплачиваемый больничный, плохую работу приложения, немотивированные увольнения и неуважительное отношение со стороны работников сервиса.

Они обратились в Тайгу.инфо после смерти своего коллеги из Санкт-Петербурга. В самой компании редакции заявили, что общее число жалоб от сотрудников значительно снизилось, все заявления отрабатываются, кроме того, планируется ввести компенсации за проезд на автобусах и метро.

21-летний курьер
Артык Орозалиев скончался в Петербурге
16 апреля. Причиной стал сердечный
приступ, случившийся на 11-м часу рабочей
смены. Ранее у молодого человека не было
проблем с сердцем, рассказывали «Фонтанке»
родственники погибшего. Компания уже связалась с родственниками
погибшего и пообещала, что постарается
им помочь.

«Вне
зависимости от итогов экспертизы [причин
гибели юноши] для нас и наших партнеров
этот случай означает, что нужно более
внимательно относиться к нагрузке
курьеров, даже если они сами берут на себя длинные смены и повышенные
обязательства», — заявили в пресс-службе
«Яндекс.Еды».

После
происшествия в редакцию Тайги.инфо
обратились два действующих и один бывший
сотрудник сервиса по доставке еды. Герои
согласились разговаривать только на условиях анонимности, их имена изменены. В «Яндексе.Еде» прокомментировали их претензии.

Курьер
Анна. «Это
ваши проблемы, добирайтесь, как хотите»

Смена
у меня была в пятницу. Начала на [станции
метро] «Студенческой» работать. Я отнесла два заказа, а потом меня начало
мотать по всему городу на такие
километражи, что вы даже представить
себе не можете. Я работаю пешим курьером,
мне не возмещаются деньги за проезд. Я шла пешком от «Студенческой» до Большевистской, 43/1 — это «Макдональдс».
Дали мне 15 минут — это физически невозможно,
за это время я пройду только полмоста
Коммунального. Получается, я пришла с опозданием. И оттуда меня отправили
вглубь Октябрьского района, ближе к улице Карла Либкнехта. Оттуда меня начало
кидать по всему городу.

В 22:40 я оказалась на [метро] «Маршала
Покрышкина». Там мне пришел заказ,
что мне надо идти на Каменскую,7. Там
забирать заказ и относить на «Маршала
Покрышкина». Получается, я пока
получила заказ, пока отнесла — отдала
клиенту в 23:48.

142432

На метро не успела — с Державина до метро
идти минут 15 быстрым шагом. Я закрыла
смену, позвонила в колл-центр. Мне
сказали: «Это ваши проблемы, добирайтесь,
как хотите, вызывайте себе такси». Я говорю: «В смысле, за свой счет?»
Они сказали «Да». У меня не было денег:
нам зарплату стали делать не каждую
неделю, а раз в две недели. Мне пришлось
12 км идти пешком. Я была дома где-то
полтретьего. Ребята были в шоке.
Супервайзер (координатор курьеров —
прим. Тайги.инфо)
никак не захотел решать
эти проблемы.

Я написала ему утром. Он сказал, выбирайте
смены, которые подходят вам больше. А когда у нас был набор смен — каждую
субботу мы набираем себе смены —
практически ни одной смены не было до 21−22 часов. Давайте вспомним ситуацию,
что у нас умер курьер в Санкт-Петербурге,
отработав 10 часов на велосипеде. Мало
того, что нас садят на велосипед,
заставляют нас его покупать — мол, это
очень выгодно. Да, доход ты увеличиваешь,
но ты без остановки катаешься на велосипеде. Тебе не дают даже время
поесть, потому что район загруженный и ты катаешься как дикий.

Смены
так же 10−11 часов. О каком сокращении идет
речь? Смены короткие есть, но их очень
быстро разбирают, их очень мало. А так
как работы нет, приходится любые смены
брать.

Приходит
заказ, допустим, за несколько минут до конца смены — ты не имеешь права его
отменить. Тебе за это штраф 500 рублей.
Если мне отработать 12 часов, я отнесу
заказов 14−16, я получу 1,5−1,6 тыс. рублей.
Наши зарплаты просто улетучиваются.

Такие
ситуации случались. Они не берут в расчет, сколько времени реально идти.
Ты опоздал — тебя штрафуют. В колл-центре
грубят, когда опаздываешь. Они не на вы,
а на ты общаются. «Вы шевелитесь
быстрее» — отвечает супервайзер, когда
говоришь, что тебе дали мало времени.

144602

Когда
в субботу была жаркая погода, я натерла
мозоли — ходить не могла. Мне ни смену
не сократили, ни больничный не дали,
потому что больничный не оплачивается,
а смены они не могут сокращать. А мне
пришлось работать на ужасно больных
ногах. Я не брала несколько дней смену
и на меня наехали: «Почему ты не работаешь? Иди сдавай форму, если не хочешь». Я пошла на работу и заработала
воспаления на ногах.

Зарплата
у нас не от 30 тыс. рублей, как обещают.
Мы такую зарплату никогда в руках не держали. Если ты успеешь набрать себе
смен, ты получаешь до 2 тыс. рублей в день. Если каждый день пахать по 10−12
часов, до 7 тыс. [в
неделю]
ты можешь получить.

Мы боимся, что нас уволят с плохой репутацией
в личном деле, что полностью депремируют
перед увольнением, то есть оставят нас
в минусовой зарплате. У нашего сотрудника
уже было так: работал всю неделю, его
оштрафовали. Он и в минус ушел еще, и репутацию ему испортили. Работу найти
не может — отказывает служба безопасности,
хотя он не судим, ничего такого.

Нам
не предоставляют ежегодный оплачиваемый
отпуск по истечении шести месяцев
работы, устраивают
слежку каким-то людьми за нами.
Так
я нашла в интернете свое фото, где я шла
на заказ,
и пьяный мужчина столкнулся со мной
(собеседница показала Тайге.инфо фото,
сделанное со спины, за которое ее оштрафовали)
.
У нас за то, что ты с кем-то столкнулся,
с кем-то разговариваешь во время смены
— штраф. GPS
перекинул тебя с одной улицы на другую
— штраф.

Курьер
Валентина. «Двигайся
чуть быстрее, ты не хуже других»

Недовольны
люди из-за наличия штрафной системы.
Штрафы вычитаются из оклада, и человек
может полностью остаться без недельной
заработной платы, может уйти в минус.
Вычитают деньги за все. Даже за флуд в общем чате. У одного парня сняли 300 рублей
из зарплаты, в причинах написали причину
— флуд. Хотя он просто кидал мемы в чат
«общение», где единственное, что
запрещено — это мат. Называется это
депремированием, но никаких премий мы не получаем. В договоре про них ни слова.

В распоряжении Тайги.инфо оказалась
памятка для новосибирских курьеров, в которой прописаны размеры штрафов. Флуд
в рабочем чате и преждевременное
сообщение о прибытии наказывается 100
рублями. За ранний уход со смены и опоздание более, чем на 15 минут, из зарплаты вычитают 500 рублей. За невыход
на смену без уважительной причины,
хамство, опоздание на полчаса, работу
без формы и термосумки и отказа от заказа
штрафуют на 1,5 тыс. рублей. «Нет денег
на проезд, не успеваю на последний
автобус — не уважительная причина»,
— говорится в памятке.

За выход на смену в пьяном
виде и с запахом перегара, а также за разглашение личных данных клиентов штрафуют на 5 тыс. рублей и увольняют.

Договор
мы заключаем с нашим работодателем —
это ООО «ЦентрПро» (на сайте «Яндекса»
компания указана в списке доставщиков
— прим. Тайги.инфо)
. Курьерская служба,
которая сотрудничает с «Яндексом» и
предоставляет нам работу.

В приложении «Служба доставки» [в
котором курьеры получают заказы] нельзя
брать перерыв, если высокий спрос заказов
по городу. И не важно, что курьер восемь часов
на ногах и ни разу не ел. Перерыв 20 минут
— не оплачивается, нельзя делить по частям.

Расчет
времени прибытия к заказчику или в ресторан
происходит некорректно, дает нереальные
цифры. Например, чтобы добраться от площади Ленина до зоопарка приложение
дает 15 минут. На просьбу прибавить время,
супервайзер отвечает: «двигайся чуть
быстрее, ты не хуже других, просто
поторопись, едь на транспорте». Расходы
на транспорт не возмещаются.

Продлевают
и урезают смены без разрешения сотрудника
из-за высокого спроса.

Если
смена до 23:00 вечера, а заказ выпал без
десяти минут, и курьер закончил его
доносить только в 00:00 — такси не оплачивается. Даже скидки нет. Если
заказ слишком большой, то иногда вызывают
[такси]. А так развоза нет.

Наши
просьбы ни к чему не приводят. Мы просили
увеличивать время на таймере, когда он дает его слишком мало. Супервайзер этого
не делает. На счет больничных мне лично
отказали в выплате. Но, когда я скинула
фото договора, где указано, что он должен
оплачиваться, мне не приходит ответ в течение недели — я жду.

Если
работать 12 часов шесть дней в неделю и заказ будет падать каждый час и при
первом грейде — то есть 50 рублей за заказ
— выходит около 9 тыс. Грейдов всего два:
второй — 40 рублей за заказ, первый — 50
рублей — это если нет опозданий, нет
жалоб и если больше 10 заказов за неделю.

Когда
я пришла на работу, у меня были ожидания,
что можно совмещать с учебой. Но из-за
того, что остается минимальное количество
времени на доставку, ребята очень устают,
болят ноги. Нас не слышат, когда нам
действительно плохо, когда мы не успеваем.
Когда мы болеем, нас штрафуют, и просто
на такие суммы — нам просто не на что
жить, мы студенты нам всем надо что-то
кушать.

Бывший
курьер Елена. «После
оплаты больничного мне сказали, что я уволена»

Сейчас
в нашей работе очень много нарушений.
Люди, которые работают 12 часов, могут
взять только один перерыв — 20 минут.
Раньше у нас было ограничение, что мы можем его взять только с 15 до 19 часов.
Теперь его сняли.

Наши
вечерние смены не заканчиваются в 11
часов, они заканчиваются фактически в 01:00. Наш руководитель не озабочен тем,
как нам добираться до дома. Я с площади
Калинина в -35 до Родников шла пешком.
Никто не отвечал, никакой помощи —
говорят, это ваши проблемы.

Руководители
никак не реагируют на неправильную
работу приложения. Навигатор, который
назначает время, не учитывает ни пробки,
ни светофоры. Он рассчитывает неправильно
и дает очень мало времени — из-за этого
мы постоянно бегаем. Я не могла взять
обед при девятичасовой смене из-за
высокой загрузки.

141375

У нас в договоре прописано, что мы застрахованы и что все медицинские
вопросы решаются работодателем. Но, когда я обращалась с вопросом оплаты
больничного, мне сказали, что он не оплачивается. После того, как я пришла
в офис и письменно подала [больничный
лист], мне его оплатили. Другим ребятам
до сих пор отказываются платить.

После
оплаты больничного мне позвонила служба
безопасности и сказала, что я уволена
на основании многих жалоб. При этом мне
об этих жалобах никто не говорил. Мне
ограничили везде доступ — никто не знал
о моем увольнении. Сказали, что предоставят
информацию о причинах на почту. Сейчас
я бегаю за своим работодателем, чтобы
мне предоставили письменное подтверждение
моего увольнения. Мне отказывают. При
увольнении согласно статье 140 ТК РФ,
должны выплатить заработную плату в день подачи заявления или на следующий
день. Это уже нарушено. Я сижу без денег,
без подтверждения увольнения.

Наши
руководители плюют на то, что мы устаем,
кидают заказы за девять километров [от
местонахождения курьера]. А мы пешие.
Нам не оплачивают расходы на транспорт.
Нам говорят, что они учтены в зарплате.
Она составляет 75 рублей в час и в зависимости от грейдов 40 или 50 рублей
за заказ. Таким образом, расходы не покрываются — мы тратим больше, чем
зарабатываем. Здесь проще только
студентам с безлимитной транспортной
картой. На наши просьбы создать такую
карту для курьеров — отказали. Они
спрашивали, хотим ли мы ее. Мы ответили,
что да, и никаких результатов.

С каждым месяцем работы наши условия
ухудшались — нам урезали таймеры, не давали такси, урезали обед, сделали его
неоплачиваемым. У меня в договоре указана
старая ставка (100 рублей в час — прим.
Тайги.инфо)
. Этот момент с нами никто не оговаривал. Обо всех изменениях нас
предупреждают поздно.

Когда
были чрезвычайные ситуации — мне
становилось плохо или я падала, ударялась
и уходила с работы — работодатель не предлагал помощи. Не предлагал вызвать
скорую, как он обязан по закону.

Во время праздников у нас была обычная
ставка. Никто не соблюдал закон о двойной
ставке в праздничные дни. У нас нет
оплачиваемого отпуска. Я приходила и специально спрашивала — мне сказали: в договоре не написано — значит нет.
Отпускных не выплачивают. Мы, как псы, бегаем на работе и не получаем должного
уважения от работодателя даже при
увольнении.

Пресс-служба «Яндекс.Еды» прокомментировала Тайге.инфо рассказы
новосибирских курьеров

Все обращения и жалобы от курьеров оперативно рассматриваются службой поддержки сервиса. Это также касается, если возникает спорная ситуация некорректного обращения супервайзера из партнерской службы, где работает курьер. Это главный и единый центр, где курьеры могут задать любой вопрос или предложить свое решение текущей проблемы. Например, раньше действительно случалось, что в приложении неправильно показывалось время и дистанция, и ребята-курьеры говорили нам о них через саппорт, поэтому в новой версии приложения мы исправили этот недочет.

После этого количество жалоб существенно снизилось, сейчас это большая редкость и мы такие случаи внимательно изучаем. Также в ближайшее время мы рассмотрим варианты технологических решений для того, чтобы организовать контроль над переработками в курьерском приложении, чтобы они не брали много длинных смен.

Начиная с прошлого года мы делаем ежемесячные анонимные опросы курьеров, чтобы узнать, что их больше всего тревожит и не устраивает в работе с конкретной службой доставки, с которой мы сотрудничаем в том или ином городе, что стоит улучшить в приложении для курьеров и так далее. Так, например, мы поняли, что большинству не нравилась система грейдирования, где каждую неделю курьеру присваивался грейд в зависимости от количества опозданий или неаккуратно привезенных блюд. Чем выше грейд — тем больше получает курьер за доставку, и такая система плохо работала с исключительными случаями — когда в целом рейтинг высок, отзывы хорошие, но из-за досадного стечения обстоятельств и опоздания грейд снижался.

будет компенсироваться проезд на общественном транспорте, если от местонахождения курьера до ресторана более 2 км

Поэтому буквально пару дней назад у наших партнеров курьерских служб введена новая система оплаты, где были учтены все пожелания курьеров. Если раньше заработок курьера зависел от количества заказов и отработанных часов, то сейчас он будет зависеть от количества заказов и дистанции, которую курьер преодолел любым способом — на самокате, велосипеде, общественном транспорте или пешком. Расчеты будут проходить по единой схеме, будет компенсироваться проезд на общественном транспорте, если от местонахождения курьера до ресторана более 2 км. А расстояние от ресторана до клиента по оптимальному маршруту оплачивается отдельно за каждый километр.

Также в новой системе выплат предусмотрена гарантированная оплата в 150 рублей в час, которая позволит получать доход даже в случае, если заказов пока немного. Курьер будет получать надбавку за каждый успешно выполненный этап доставки: своевременное прибытие в ресторан и передачу заказа клиенту в срок.

Подготовил Петр Маняхин

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *