17 больниц Алтайского края лечат ковидных больных по «Скайпу»


Фото Андрей КАСПРИШИН

17 больниц региона, сотни специалистов задействованы в системе удаленного консультирования, что помогает экономить время и спасать жизни. С 28 апреля по 30 июля специалисты Регионального дистанционного консультативного центра COVID-19 на базе Краевой клинической больницы провели 6490 консультаций «врач – врач».

Круглосуточный контроль

«Как самочувствие?», «Есть ли температура?» – на эти и другие вопросы врачей бийчанка Анастасия отвечает по «Скайпу» ежедневно в течение последней недели. Она находится на амбулаторном лечении как пациентка с положительным тестом на коронавирусную инфекцию. Болезнь протекает в легкой форме, живет девушка одна, поэтому госпитализация в ковидный госпиталь не понадобилась. Анастасии предложили остаться дома под онлайн-наблюдением врачей Барнаула.

Удаленно следить за самочувствием пациентов помогает современная информационная система – центр амбулаторного наблюдения за пациентами с коронавирусом.

«Информатизация здравоохранения региона уже сегодня показывает положительные результаты, особенно в период пандемии», – подчеркивает Виталий Азанов, директор КГБУЗ «Медицинский центр – управляющая компания Алтайского медицинского кластера».

Так, на базе Краевой клинической больницы в первый месяц распространения коронавируса в регионе был организован консультативный центр для специалистов края. Именно сюда поступает вся информация о больных с пневмониями, в том числе и ковидными. Центр работает по технологии «врач – врач» – когда медицинский случай представляется сложным или неоднозначным, врачи на местах могут получить консилиумное решение специалистов разного профиля или консультацию более опытного коллеги. Это делает врачебную помощь оперативнее.

Врачи на местах на каждого больного выводят балл степени тяжести пневмонии. Специалисты центра ежедневно просматривают пофамильный список и могут принимать решение о транспортировке пациента в другую больницу либо корректировать тактику ведения пациентов.

Без отрыва от дома

Амбулаторным ведением больных с коронавирусом занимаются врачи на базе Краевого центра медицинской профилактики. Сейчас в нем задействованы 25 специалистов, которые в работе применяют технологию «врач – пациент». Они сопровождают пациентов с легкой формой коронавируса с помощью всего двух инструментов – телефона и сайта https://online-visit.ru.

Раз в сутки врач обзванивает пациентов и спрашивает их о состоянии – наличии кашля, одышки, температуры и прочее. Затем он либо рекомендует продолжить назначенное лечение, либо принимает решение о вызове скорой помощи. Кстати, если врач не дозвонился до больного коронавирусом, он передает эту информацию в МВД.

«Среди наших пациентов много тех, кто, узнав о возможности остаться дома, отказался от госпитализации в ковидный госпиталь. Но оставлять их без врачебного наблюдения нельзя. Поэтому состояние пациента контролируется удаленно с помощью специальных чек-листов с набором вопросов. Специалисты центра четко знают, в каком случае необходимо вызвать на дом к пациенту участкового врача, а в каком – безотлагательно проводить компьютерную томографию легких и вызывать скорую», – рассказала главный врач Краевого центра медицинской профилактики Татьяна Репкина.

Цифровой формат

Еще одна информационная система, которая показала свою эффективность в период пандемии, – региональный архив медицинских изображений. Компьютерные и магнитно-резонансные томографы, цифровые рентгеновские аппараты 40 медицинских организаций края подключены к единому архиву медицинских изображений. Врач любой из подключенных больниц может показать снимок более опытному коллеге, получить совет. 

Например, если в выходные дни в городах края не работают специалисты, расшифровывающие КТ-снимок, то изображение отправляется в Диагностический центр Алтайского края и описывается его сотрудниками. Пока пациента везут из одной больницы в другую, доктор уже может посмотреть снимки и оценить состояние больного.

В режиме реального времени

В декабре 2019 года в реанимационных палатах начали применять систему, которая позволяет выводить изображение со звуком в один из консультативных центров Барнаула. Сейчас в крае существует три таких центра: на базе перинатального центра «ДАР», Алтайского краевого клинического центра охраны материнства и детства и Краевой клинической больницы (пациенты ковидных госпиталей).

Система, подключенная к 17 больницам региона, работает так: в реанимации возле кровати больного установлена камера, которая пишет не только изображение, но и звук. У лечащего врача имеется телефон, подключенный к сети Wi-Fi. Изображение в любой момент может просмотреть специалист консультативного центра, подкорректировать тактику лечения или перевести пациента из районной больницы в специализированную клинику.

Олег ПЕТРОВ.