«Алтай – источник вдохновения». В экспозиции вошли более полусотни пейзажей и этюдных работ

«Алтай – источник вдохновения». В экспозиции вошли более полусотни пейзажей и этюдных работ
Фото Евгений НАЛИМОВ

До 10 февраля будет работать выставка «Алтай – источник вдохновения» в «Арт-галерее Щетининых», отчасти посвященная 15-летию первой в Барнауле частной выставочной площадки. В экспозиции более полусотни пейзажей и этюдных работ, созданных в течение 35 лет.

В центре внимания автора (и хозяина галереи) Анатолия Щетинина – обширный и невероятно разный российский и Монгольский Алтай. Представленные в экспозиции работы – это примерно треть недавней большой персональной выставки, которая была приурочена к 100-летию Национального музея им. А.В. Анохина в Горно-Алтайске.

– К выставке в Горно-Алтайске я готовился целый год, – рассказывает Анатолий Прокопьевич. – Это всегда непросто, но мне повезло, что годом раньше я делал экспозицию в залах регионального отделения Академии художеств в Красноярске. Тогда я показывал не только собственные работы, но и произведения классиков алтайского искусства из нашей семейной коллекции. С тех пор  дописал несколько новых больших работ, например, пейзаж «Мультинское озеро». Идея выставки – показать наш и Монгольский Алтай. Людей разделяют границы, а художники в путешествиях видят, как меняется природа от наших степей до Алтайских гор, Монгольского Алтая и Гоби.

Художник впервые побывал в Монголии в середине 1980-х, но говорит, что эта разница его по-прежнему очень впечатляет, особенно когда возвращаешься на родину и после суровых, практически голых монгольских гор снова видишь теплые и бархатистые пейзажи. «Вот эти тонкости мне и хотелось показать», – говорит Щетинин.

Поклонникам творчества художника нынешняя выставка может быть интересна еще и возможностью увидеть в сравнительно большом количестве этюды, которые автор в силу разных причин достаточно редко показывает в таком объеме. Пример – тонкий пейзаж с розоватыми облаками «На рассвете в Ценгел Сомоне» 1986 года.

– Это была моя вторая поездка в Монголию, она называлась «Алтай – горы дружбы», – рассказывает живописец. – Я был членом группы российских художников, с нами работали художники Монголии, финансировал эту поездку Союз художников РСФСР. Этим этюдом я очень дорожу, а написал почти случайно: встал в пять утра и увидел это солнце, горы, которые из-за особого освещения стали еще более оранжевыми, и на них холодную фиолетовую тень. Передать эти отношения – большое удовольствие.

«Алтай – и родина, и неизбывный источник вдохновения для Анатолия Прокопьевича Щетинина, – пишет о нем искусствовед, действительный член Российской академии художеств Михаил Шишин. – Он начал открывать его еще в детстве в совместных поездках с отцом, скульп-
тором и живописцем Прокопием Алексеевичем Щетининым, наделенным яркой и выразительной манерой».

А еще Щетинин из тех, кто не мыслит жизни без работы с натуры, готов часами искать удачное место (и в этих поисках не раз забирался в дикое высокогорье, где художников, бывает, и медведи тревожат). Не останавливает даже экстремальная погода, если найден хороший вид.

– Иногда я пишу из машины, а вот этот зимний пейзаж на Катуни делал на воздухе, – художник показывает нам «Красавицу Катунь. Январь». – Было 25 градусов мороза, я заранее положил краски в карманы, взял лак пожиже. Только начал работать – и через пять минут краска на палитре уже замерзла. Так что иногда при минусовой температуре выдавливаешь ее из тюбика прямо на холст и быстро растираешь.

На вопрос, не проще ли пойти давно проторенной другими художниками дорогой и воспользоваться фотоаппаратом, он отвечает: «Фотография даже близко не дает того цвета, который ты написал с натуры, а в контражуре это практически бесполезно. Поэтому, когда пишешь этюд, максимально насыщаешься этой информацией. Мне этюды важны именно тем, что это непосредственное впечатление. К сожалению, лучше, чем с натуры, цвет уже не возьмешь». И потому среди собственных работ ему особенно дороги самые быстрые из этюдов, без тонко выписанных подробностей, зато с точно схваченным цветовым отношением и настроением, как «Алтай. Маральник цветет» (2016), «Белки Курая» (2014), «Тихий вечер на Телецком озере» (2006) и «В Элекмонаре» (2015). Автор одной записи в книге отзывов так определил свое впечатление от этой живописи: «Спокойное и полное величие природы, переходящее в повседневное счастье».

Справка
Анатолий Щетинин родился в семье скульптора и живописца Прокопия Щетинина. Учился на живописно-педагогическом отделении Новоалтайского художественного училища, в 1983 и 1985 годах совершенствовал мастерство в Доме творчества «Академическая дача» Союза художников РСФСР. Член Союза художников России с 1990 года. Постоянный участник краевых, всероссийских и международных выставок. Работает в жанре лирического пейзажа, натюрморта, портрета.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *