«Алтайская правда» запускает новый проект об утраченных профессиях

«Алтайская правда» запускает новый проект об утраченных профессиях
«Алтайская правда» запускает новый проект об утраченных профессиях

«Алтайская правда» запускает новый проект об утраченных профессиях

«Алтайская правда» запускает новый проект об утраченных профессиях

«Алтайская правда» запускает новый проект об утраченных профессиях

«Алтайская правда» запускает новый проект об утраченных профессиях

«Утраченные профессии». Так называется новый проект «Алтайской правды». Мы будем рассказывать о профессиях, уже ушедших в прошлое, и тех, которые постепенно теряют востребованность сегодня. Вместе с этим наши эксперты и собеседники расскажут о том, как они повлияли на развитие нашего общества, как опыт, знания и навыки из профессий минувших лет трансформируются в новые компетенции и специальности и переходят в будущее. Первый наш собеседник – Михаил Кайзер, главный инженер киносети Барнаула.

«Без попкорна и 3D»

Вы когда-нибудь задумывались, с чьей помощью мы наслаждаемся фильмами на экране кинотеатра? Именно благодаря киномеханикам. Но с развитием информационных технологий штат киномехаников стал сокращаться, а сама профессия – уходить в прошлое. Каким было кино, что называется, без попкорна и 3D?

– Михаил Михайлович, с чего начинался ваш творческий путь?

– В 1949 году я окончил Новосибирскую школу киномехаников и начал работать в Алейске помощником киномеханика. Мой первый рабочий день: мне выдали маршрутный лист с датами показа фильма в сёлах района. Грузим на телегу двигатель весом 40 килограммов. Кинопроектор К-25 – 20 кг, кассетницу (большой деревянный чемодан) с кассетами, перематывателем и фонарём, динамик с усилителем, экран, инструментальный ящик и две кинобанки с фильмом «Светлый путь». Телега загружена, поехали. Страшно было за усилитель – трясёт, лампы выскакивают – пришлось взять на руки. В деревне клуб мест на пятьдесят со сценой. Тогда клуб, библиотека были обязательными в каждом совхозе и колхозе, а кино считалось важнейшим из искусств и величайшим средством массовой агитации и пропаганды. До начала киносеанса часов шесть и надо разобраться, всё ли у нас в рабочем состоянии. Очень сильное было нервное напряжение. Всё же первый самостоятельный киносеанс среди зрителей. Собрали оборудование, и заведующая клубом отвела нас на ночёвку. Утром прислали подводу из соседнего села Безголосово. Приехали, написали рекламу с названием фильма и временем начала сеанса. Вечером стал собираться народ – и вдруг шум, драка. Оказалось, что клуб организован в здании бывшей церкви, народ кричит: «Мы здесь детей крестили, покойников отпевали, а вы «киина» показывать собрались!» Но все закончилось благополучно. А с января 1950 года я стал работать киномехаником кинотеатра «Победа».

– Как проходил переход от немого кино к звуковому?

– Я начал работать в переходный период, когда немое кино перестало существовать и осталось только в школах в виде учебных фильмов, а профессиональное стало только звуковым. Нам уже не преподавали оборудование немых киноустановок, но как работали в то время киномеханики, рассказывали старшие друзья. У них в комплекте были немой кинопроектор и динамо-машина для питания проекционной лампы. Проектор надо было крутить ручкой весь сеанс и динамо тоже. Для вращения динамо приглашали мальчишек: крути динамо и смотри кино. Чтобы они не разбежались, забирали шапки. К 1952 году эра звуковых кинопередвижек начала сворачиваться. В сёлах к клубам стали пристраивать киноаппаратные, а государство выделяло оборудование. При заказе учитывались размеры зала, экрана, подбиралась мощность оборудования для обеспечения качественного кинопоказа. Киноустановку обязательно комплектовали из двух кинопроекторов.

– Тяжело ли было зрителям привыкнуть к широкоэкранным фильмам?

– В конце 1950-х стали выпускать широкоэкранные фильмы. На плёнке кадр сжимался в два раза по горизонтали и люди, предметы смотрелись в два раза уже. Для нормальной проекции необходимы экран в два раза шире и специальная оптическая насадка на объектив проектора (анаморфотная насадка). В прокате было два варианта фильма, и нужно было выбирать в зависимости от оборудования. На Алтае, кроме кинотеатра «Октябрь» в Барнауле, ни одна киноустановка не имела необходимых приспособлений. Доходило до анекдотов. Начинает киномеханик фильм в селе, а зрители жалуются, что люди тощие, предметы сжаты, а он отвечает: «Это широкоэкранный фильм, и так теперь всегда будет». Конечно, мы не хотели ждать, когда оптические заводы насытят киносеть специальными насадками. Переделали сцену, расширили экран и стали экспериментировать. Единственные «ненормальные» в стране.

– В то время в Алейске был построен новый кинотеатр. Каким он был?

– Открытие нового кинотеатра «Победа» в Алейске, построенного по типовому проекту, прошло 25 марта 1962 года. Тут было всё предусмотрено: нижнее и верхнее фойе, просторный зал с широким экраном, кассовый зал, аппаратная из четырёх помещений, комнаты администрации и художника, электросиловая и котельная. Туалеты были, но их некуда было подключить. Отделка фасада и благоустройство территории легли на плечи коллектива. Очень большую помощь по бетонированию площадки оказали наши шефы, строители из воинской части. В связи с тем, что в прокат пошли широкоэкранные фильмы с четырьмя магнитными дорожками стереозвука, нам, как перспективному кинотеатру, выделили новое оборудование в комплекте с тремя чехословацкими проекторами. Таким образом, Алейск оказался оснащённым лучшим оборудованием для кинопоказа. Редко какой кинотеатр в то время мог похвастаться таким оснащением. Нас знали и нам доверяли.

– После вашего перевода в Барнаул началось строительство кинотеатров. Что необычного было там?

– В Барнауле началось строительство широкоформатного кинотеатра по проекту, разработанному московским институтом ГИПРОТЕАТР. Проект предусматривал зал на 1200 мест, экран 22х10 метров, полный комплект помещений для зрителей, машинный зал с мощными кондиционерами и сердце кинотеатра – киноаппаратную с четырьмя универсальными проекторами, которые могли настраиваться на любой формат фильмов, выпускаемых в то время, независимо от ширины плёнки – 35 или 70 мм.

В день открытия мы показывали фильм «Директор». От огромного экрана с отличным изображением, многоканального звука и прекрасного по содержанию и качеству фильма сработал эффект присутствия. Зритель, увлёкшись событиями, забыл, что находится в зале, он там, на автозаводе имени Лихачёва, на трассе испытания автомобилей. Периодически возникали всплески эмоций и аплодисментов. По окончании зал стоя хлопал в ладоши. А представляете, какое напряжение испытывали мы?! Перед показом проверили всё, и даже редкие склейки фильма, но вот уже на выходе из проектора обрывается лента. Кричу: «Не останавливать!», подтаскиваем картонную коробку и направляем ленту в неё. Через несколько минут переход на другой проектор с 20-минутной очередной частью и напряжение несколько спадает.

Все вошло в привычный ритм. Кинотеатр пользовался огромной популярностью.

– Сколько человек было в коллективе?

– Коллектив состоял из нескольких цехов. Аппаратная: главный инженер, два сменных инженера и семь киномехаников. Машинный зал, кассы, технички, администрация, художник и т. д. Первые годы в фойе перед вечерними киносеансами играл инструментальный ансамбль. Всего коллектив насчитывал 60 человек. Билет в кино стоил 70 копеек, на двухсерийный фильм – 1 руб. 40 коп. Проводились детские киносеансы, бесплатные сеансы для ветеранов войны и труда. Фильмы демонстрировались по 5 – 6 сеансов в день при полных залах. На вечерние сеансы билетов не было, и работала только касса предварительной продажи. Один фильм шел 2 – 3 месяца. Нередко фильмы представляли актёры и режиссёры кино. Первые 10 лет кинотеатр работал исключительно с широкоформатными фильмами.

– Существовали ли какие-то курсы для обучения киномехаников?

– Для сельских киноустановок нужны были киномеханики из местных, и мы стали готовить кадры индивидуально при кинотеатре. После успешной сдачи экзаменов в краевом управлении кинофикации организовывали курсы. Преподавал я, так как уже был опыт и десяток подготовленных специалистов. Кроме того, мне присвоили первую категорию, а это о многом говорило. Первые занятия вели непосредственно в аппаратной кинотеатра, так как учащихся пришло пять человек – три женщины и два парня. Для следующих курсов выделили большое помещение в городской библиотеке, где разместили необходимое оборудование. Потом в старших классах ввели производственное обучение и вместе с аттестатом зрелости им вручали и удостоверение киномеханика.

– Сегодня в Барнауле много кинотеатров. В каком из них закончилась ваша работа?

– Лучшие кадры киномехаников и инженеров перебрались в «Мир», в том числе и Сергей Аврамчик, с которым мы много новинок внедрили в «Первомайском». Сейчас Серёжа – ведущий инженер по цифровой технике в системе «КИНОМИР». Я же прижился в новой системе и готовил проекты технических заданий по кинотехнологии для привязки к проектам, реконструируемым и строящимся зданиям. Моя деятельность закончилась на ТЦ «Арена», и то в части проектирования, на большее не хватило сил.

– За время своей работы встретили ли вы свою вторую половину?

– Да. Мы работали с Екатериной вместе, рассказывали друг другу свои житейские истории. Через три месяца ушел в отпуск и понял, что мне чего-то не хватает. Как выяснилось позже, чувства совпали. Любовь – это же не только влечение, важно, когда души совпадают. У нас в родне всегда были прочные браки, которые разлучала только смерть. Первое наше знакомство было смешное: я пришел утром в аппаратную алейского кинотеатра «Победа» и стал готовиться к приходу курсантов. Протёр оборудование и ещё не успел промести пол, как они заходят. Знакомимся, и одна женщина берёт у меня веник и продолжает приборку. Вторая выдаёт: «Вот бы вам пожениться!» Я фыркнул и думаю: «Ничего себе начало», а она подумала: «Мне ещё этого не хватало» – и цыкнула на подругу. В этом году мы отметили 62-летие со дня нашей свадьбы. А ее творческий путь закончился на звании «Шеф-киномеханик». Но 2018 год принес не только радость, он разлучил нас с Катенькой. В ноябре ее не стало. У нас прекрасная дочь и сын. Сын Саша работал инженером в кинотеатре «Мир», а дочь Таня – технолог.

– Какие интересные ситуации были у вас во время работы киномехаником?

– Их было много. Одна произошла со мной в начале моей карьеры. Мы приехали в красивое село Александровка, расположенное в ложбине. Приехали с фильмом «Чапаев». Идёт фильм, всё отлично, до конца сеанса остаётся минут десять. Открывается дверь и заходит рабочий с фермы с вилами. Думаю: да пусть посмотрит человек, может, хотел в кино, да задержался на работе. И тут идут кадры, где белый офицер замахивается саблей. Мгновенно с места срывается наш гость и с криком «Подохни, гад!» вонзает вилы в экран и рвёт его. Такого финала никто не ожидал, а нам пришлось половину ночи штопать экран и дальше по маршруту ехать с зашитым полотном.

Еще помнится: погружая электростанцию на телегу, я сильно повредил палец руки. Он воспалился и загноился, но мы продолжали показывать кино, согласно выданному нам маршрутному листу. В Откормсовхозе аппаратуру поставили сзади зрительских мест. Идёт сеанс. Перезаряжаю части и не заметил, как упал в обморок. Очнулся от шума проходящей концовки плёнки, быстро поднялся, перезарядил часть. Никто не оглянулся и не заметил. Чувствую себя неважно – видимо,  температура. По окончании сеанса бухгалтер совхоза, калмык, приглашает домой. «Живу в землянке, но у меня тепло». Жена угощает калмыцким чаем с молоком и травами. Стелет нам постель на полу. Я падаю и засыпаю. Утром хохот: «Михаил с Машкой спит!» Оказалось, что ночью кто-то выходил на улицу, а из сеней забежала свинка Маша и юркнула ко мне под бок. Погреться или меня погреть. Так мы и проспали ночь. Почувствовав шум, Маша с визгом убежала.

Технический прогресс шагает в ногу со временем, аппаратура становится менее громоздкой, а штат укомплектованный. Поэтому профессия киномеханика постепенно уходит в прошлое, но любовь к кино останется у людей и в будущем.

Беседовала Наталья АНДРОНОВА

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *