Чем запомнился Всероссийский театральный фестиваль «ШАГ» в Барнауле

Чем запомнился Всероссийский театральный фестиваль «ШАГ» в Барнауле
Фото Евгений НАЛИМОВ

V Всероссийский театральный фестиваль курсовых и дипломных работ состоялся в Барнауле.

Как вы думаете, о чем жалеет мой лучший друг, завоевавший на прошлой неделе Гран-при престижного конкурса в Санкт-Петербурге? О том, что в этот раз он пропустил фестиваль «ШАГ». «Хоть твоими глазами увидеть, – пишет он мне из Северной столицы. – Потрясения случились?» Случились, отвечаю, ведь без них не бывает «ШАГа»…

*   *   *

– Сделали ль вы для себя какие-то открытия на нынешнем фестивале? – такой вопрос я задала председателю жюри творческого форума заслуженному деятелю искусств РФ председателю краевого отделения СТД РФ Олегу Пермякову.

– Уже пятый раз я работаю в жюри «ШАГа» и вижу, что приходят абсолютно другие молодые люди, которые решили посвятить себя лицедейской профессии. Они более информированные, более энергичные и смелые. Такое открытие я сделал.

У фестиваля расширяется география, он становится знаковым, известным в России. В жюри – настоящие профессионалы, компетентные, знающие свой предмет.

– Во все дни фестиваля я встречала на нем ваших учеников…

– Мои первокурсники смотрят, как и чему учат их сверстников в других городах. Это очень полезно. Через два года мои ученики будут уже третьекурсниками и мы примем участие в «ШАГе».

Так что же увидели на «ШАГе-2019» ученики Пермякова и все поклонники этого праздника молодости и театра? И что дала участникам – многим впервые в жизни! – большая сцена?

«Только в Барнауле!»

Студентка РАТИ-ГИТИСа Зина-Мелисса Трики-Ямани была единственной, кто в ряду коллективов получил «индивидуальный» диплом – «За актерское исполнение женской роли». Ее Бекки Тэтчер из мюзикла «Том Сойер» запомнилась публике. Девушка поделилась впечатлением о фестивале.

– Это, бесспорно, очень ценный, колоссальный опыт, – сказала она. – Потому что есть разница: или мы играем в вузовской аудитории, «мелко», или – в декорациях, большим спектаклем, с настоящим зрителем! Спектакль – это прежде всего масса репетиций… В ГИТИСе же сейчас получить сцену проблематично. И это очень тяжело для актеров, ведь мы играем-играем – но не «в сцену», а «в аудиторию».

По сути, наш спектакль «встретился» со сценой только здесь, в Барнауле. И это было прекрасно! Наш потенциал увидел зритель благодаря «ШАГу». Чудесно, что «ШАГ» существует!

Работы студентов других вузов Зине-Мелиссе показались весьма достойными. И этот отзыв юной актрисы дорогого стоит. Почему? Потому что с первого курса до диплома московских участников за ручку вел педагог по актерскому мастерству Святослав Колганов – актер Московского государственного академического детского музыкального театра им. Натальи Сац. А руководителем курса был профессор Виктор Рябов – главный режиссер этого – первого в мире! – профессионального театра оперы, балета и симфонической музыки для детей.

В «ШАГе-2019» приняли участие более 200 студентов и выпускников театральных вузов Москвы, Перми, Новосибирска, Иркутска, Кемерова и Барнаула. На сцене театра были представлены музыкальные и хореографические спектакли. Причем помимо основной имелась и off-программа: зрители увидели выступление семейного музыкального театра-студии «ДИЕЗ» (Новосибирск) и народного коллектива Алтайского края театра-студии «Маскарад» (Новоалтайск). Кстати, задала тон в первый день «ШАГа» сольной программой «Монологи о любви» Лика Рулла – актриса, певица и член жюри.

Для многих театралов открытием стали хореографические постановки как алтайских участников, так и гостей-кемеровчан. А вот если мюзикл для барнаульцев жанр привычный, то настоящей отдушиной для поклонников оперного искусства стали спектакли новосибирцев. Малый зал театра не смог вместить всех желающих – зрители смотрели комическую оперу Доницетти «Рита» сидя на ступеньках и стоя в проходе. И ничего удивительного не было в том, что написанное в 1841 году сочинение знаменитого итальянца впечатлило зрителей. Хотя, казалось бы, чем могла удивить нашего современника забавная история, в которой задействовано всего три персонажа – хозяйка гостиницы и два ее… мужа? Разве только талантом и артистизмом молодых исполнителей К. Караваевой (Рита), А. Булгакова (Беппо) и А. Маркарова (Гаспар). Режиссером «Риты» выступил дипломант «Золотой маски», доцент кафедры актерского мастерства и режиссуры НГТИ Александр Лебедев.

Оперная студия новосибирской консерватории также представила комические оперы: одноактную А. Сальери – «Сначала музыка, потом слова» (реж. И. Орлов) и «Телефон» Дж.-К. Менотти (реж. Дм. Суслов, лауреат «Золотой маски»). Уже в названии творения Сальери можно увидеть кредо автора, но его герои спорят и с ним, и друг с другом. В споре Поэта (Д. Бедарев) и Маэстро 
(Д. Барташкин), а также Тонины (Л. Ильина) и Элеоноры (К. Калинина) нет победителей – побеждает искусство, пережившее столетия забвения. И, конечно, талант юных артистов.

Из названия другого произведения ясно, что оно гораздо ближе современности. И недавняя современность – время дисковых телефонов – кажется весьма актуальной в эпоху телефонов сотовых. «Что мне делать с чудовищем этим? Ни убить на дуэли, ни вином отравить…» – восклицает Бен (Р. Зиновьев), который никак не может вклиниться в телефонные разговоры Люси (А. Тараторкина), чтобы всего лишь… признаться ей в любви. Хотелось бы отметить, что, безусловно, прекрасны, замечательно артистичны в этой оперной постановке герои бессловесные: А. Акимов и 
Н. Кучма исполняют роли корпуса и телефонной трубки аппарата. Конечно, люди старшего поколения помнят исполнителя роли цыпленка табака, но чтобы на подобном уровне работал безмолвный тандем!.. Тут уже у меня нет слов.

Смелость города берёт

И о потрясениях. Лично у меня они случались в Барнауле и на когда-то еще не новосибирском, а всеобщем «Сибирском транзите», и на «ШАГе». В этот раз я с особенным трепетом ждала выступления гостей из Перми – студенты института культуры привезли музыкальную комедию Авксентия Цагарели и Гии Канчели «Ханума».

Ставить «Хануму» после классической товстоноговской? Для этого, право, нужно иметь смелость. Или быть Федотовым. Играть в ней после Макаровой, Стржельчика, Трофимова? Для этого нужно быть смелыми учениками Федотова.

В рецензиях прежних лет я не раз роптала против приснопамятного «художник так видит». Меня не устраивали напускание дыма и чада, осовременивание классики в костюмах и деталях… да много чего не устраивало! Я многократно озадачивала людей искусства наивным вопросом: «Нельзя ли поставить классическую пьесу так, как видел ее не режиссер – автор?» Почему-то верилось, что сие видение гораздо важнее, интереснее и современнее всех режиссерских инсинуаций. На прошлой неделе я наконец-то убедилась буквально воочию в своей правоте – спасибо Федотову! Ах, что это был за спектакль! Признаюсь, я могла бы посмотреть его еще не раз.

Пермь уже давно считается театральной Меккой, а детище Федотова – театр «У Моста» за тридцать лет своего существования трижды становился номинантом и лауреатом национальной премии «Золотая маска», заслужил 40 (!) Гран-при различных фестивалей, гастролировал в десятках стран. Все почетные звания и заслуги самого мэтра трудно перечислить: худрук театра является заслуженным артистом России, заслуженным деятелем искусств России, лауреатом Национальной премии Чехии, лауреатом премии Правительства РФ…

Признаюсь, когда в классических костюмах и декорациях, лишь с незначительным дымком от Куры, что «под горой течет», ученики федотовского курса разыгрывали на сцене знакомое почти наизусть действо, я не видела молодых актеров, играющих возрастные роли. Я видела замечательную, абсолютно жизненную историю. Потому что…

«Актеры в этом театре не играют роли, а пытаются проникнуться персонажем, жить как он. И проецируют это на сцене. Получается, что актер не играет – он живет на сцене» – так объяснил мне сущность метода (понятную с первых мизансцен постановки!) исполнитель роли Микича Котрянца Сергей Пепеляев.

Ничего удивительного нет в том, что пермяки получили на «ШАГе» диплом с формулировкой «За честность и искренность в профессии».

В «Хануме» на барнаульскую сцену вышли не только студенты федотовского курса, но и артист театра «У Моста». Такой подарок ему и зрителям сделал Сергей Федотов. Ведь блистательный Акоп-джан в «Хануме» – это выпускник АлтГАКИ, уроженец Талицы (что совсем рядом со Сростками) Андрей Воробьев.

– Как вам понравилось выступление вашего ученика в «Хануме»? – спросила я Геннадия Старкова, первого педагога Воробьева.

– Андрей – человек на своем месте, – ответил он. – Еще во время учебы он был экспериментатором, много работал, искал… Он признался мне: «Геннадий Васильевич, я нашел свой театр!» Скажу, что и театр нашел его.

– Полагаю, вы гордитесь таким учеником.

– Я многими горжусь. Например, Юлей Пошелюжной – она сейчас ведущая актриса Омского театра драмы; Алексеем Межовым и Александром Поляковым – они работают в новосибирском «Красном факеле»; Андрей Чанцев играет в театре у Безрукова… У меня есть великолепные ученики, и Андрей Воробьев – один из них.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *