Что думают алтайские предприниматели о цифровой маркировке товаров

С 1 июля в России все реализуемые в розничной сети лекарственные, табачные изделия и обувь должны быть снабжены двухмерным кодом Data Matrix. Это по замыслу правительства позволит предотвратить оборот контрафактной продукции. Алтайские предприниматели неоднозначно оценивают нововведение.

25 июня федеральные чиновники и представители Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ – компания, реализующая проект по маркировке продукции «Честный знак») провели онлайн-конференцию, чтобы заверить российских предпринимателей в готовности системы и ответить на их многочисленные вопросы.

Открывая ее, cтатс-секретарь – замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов сказал, что подготовительный процесс длился более двух лет вместе с ЦРПТ и органами власти. Было много совещаний, ответов на вопросы предпринимателей, то есть делалось все, чтобы максимально безболезненно подготовиться. А те, кто до сих пор не понял, могут обратиться к приложению «Честный знак», из которого можно получить всю необходимую информацию.

Сплошные плюсы

«Цифровая маркировка товаров вводится не только для того, чтобы обезопасить наших граждан от приобретения нелегальной и контрафактной продукции, но и с целью создания благоприятных условий бизнесу для развития и конкуренции, увеличения доли добросовестных предпринимателей, – отметил чиновник Минпромторга. – Как показали два реализованных проекта – маркировка меховых изделий и лекарств семи высокозатратных нозологий, – мы видим глобальное обеление рынка этих товаров».

Например, нелегальный рынок дорогостоящих онкологических препаратов после введения с 1 октября 2019 года системы маркировки и прослеживаемости сократился в 10 раз.

Маркировка – это своеобразный цифровой паспорт товара, который позволяет не только идентифицировать каждую единицу продукции, но и полностью проследить ее оборот от сырья до реализации продукции конечному потребителю в реальном времени. Это важно для того, чтобы понимать, где товар лучше продается, и оперативно перераспределять товарные потоки.

В ближайшее время в тех отраслях, где будет маркировка, должна отмениться система бумажного документооборота. И конечно, государство решает задачу повышения эффективности контрольно-надзорных органов. Теперь участников системы нет смысла мучить проверками, так как их отчетность будет как на ладони.

Первый замминистра промышленности и торговли РФ Сергей Цыб отметил, что маркировка лекарств позволит всем участникам рынка контролировать обязательный запас лекарств и изымать контрафакт на любом этапе движения продукции. С ее помощью можно проконтролировать адресную доставку лекарств, закупаемых за государственный счет, отследить нецелевое использование лекарств. Маркировка дает возможность организовать и онлайн-продажу медикаментов.

Господдержка

Производители лекарств, которые не успели подготовиться к вводу обязательной маркировки, могут пока разместить заказы на нанесение кодов на вторичную упаковку у других компаний, объяснил Сергей Цыб.

Чиновники Минпромторга подчеркнули, что цифровой маркировки в таком масштабе, как в России, нет ни в одной стране, по сути, это еще один национальный проект. Но затраты на его реализацию обходятся бизнесу в сотни миллиардов рублей. Только сам ЦРПТ до конца года потратит 20 млрд руб.

Власти обещают поддержку. «Для фармацевтической индустрии мы запустили целую программу Фонда развития промышленности по выдаче льготных кредитов на покупку оборудования. И многие компании ею воспользовались, – рассказал Виктор Евтухов. – По другим отраслям мы тоже прорабатываем меры. Поддержим и российские компании, которые занимаются выпуском оборудования для маркировки».

Под нагрузкой

По словам председателя совета директоров ЦРПТ Михаила Дубина, «Честный знак» уже работает под нагрузкой. К 25 июня свыше 220 тысяч участников зарегистрировано в системе, при этом ежедневно к ней подключается более тысячи компаний, в том числе и зарубежных импортеров. Эмитировано около 15 млрд кодов. 

«Поддержка системы осуществляется круглосуточно, – заверил Михаил Дубин. – Уже мы видим несколько тысяч обращений в день, поступающих через приложение или по телефону. Для нас важно их получать, чтобы любые вопросы, связанные с функционалом, работоспособностью системы, отлавливать и устранять».

Мнения участников

«Сейчас в момент старта есть небольшие проблемы, но глобальных сбоев нет, в рабочем режиме идет отладка системы», – комментирует нововведение заместитель технического директора ЗАО «Эвалар» Роман Сторожук.

Этот большой проект компания «Эвалар» реализует в качестве эксперимента с 2017 года. Суммарно на приобретение оборудования для маркировки, программного обеспечения и обучение персонала ушло больше миллиона евро. Кроме того, не стоит забывать про текущие затраты: за каждый контрольный идентификационный знак (КИЗ) предприятие платит 60 копеек, а их придется приобретать сотнями миллионов. Плюс расходы на картридж для нанесения маркировки и другие составляющие амортизации оборудования. 

Однако Роман Сторожук видит скорее плюсы от внедрения системы, так как она позволяет потребителю проверить, настоящий ли препарат он купил или подделку. Кроме того, Росздравнадзор сможет выявить контрафактный препарат, так что продать его больше не получится. «Все добросовестные производители заинтересованы в этом», – считает представитель ЗАО «Эвалар».

Не видит больших проблем в процессе внедрения системы «Честный знак» и управляющая Домом обуви «Центральный» Инга Шипулина. «Магазины давно предупредили, что с 1 июля мы не сможем продать ни одной пары обуви без маркировки. И мы последние полгода настраивали оборудование, заносили в базу имеющуюся в магазине обувь, предварительно наклеив на нее КИЗ, – рассказала управляющая «Центральным». – Готовились и российские производители. Сейчас обувь приходит с маркировкой и нормально считывается. Правда, нам пришлось приобрести новую программу 1С, обучить кладовщиков вносить товар в базу «Честного знака». А потом при продаже кассиры еще раз сканируют обувь и она списывается с нас».

И все же Инга Шипулина считает введение обязательной маркировки бесполезным делом. Учет в компании был и так в электронном виде, для этого имелся на каждой паре ботинок свой штрихкод. Теперь же за счет дополнительного сканирования у продавца больше времени уходит на одну продажу. Для налоговых и других контролирующих органов деятельность Дома обуви «Центральный» и до этого была прозрачной. Информация, которую получает потребитель, считав своим смартфоном код, и раньше присутствовала на этикетке и коробке из-под обуви. Между тем затраты на внедрение системы на три магазина превысили полмиллиона рублей. 

В свою очередь директор ООО «Табакалера» Ирина Щепа говорит, что система маркировки абсолютно не отлажена. «Сайт «Честный знак», в который продавцы должны подавать данные, бесконечно висит, поэтому обрабатывается все медленно.

Сырая и система чтения кодов. «Мы получаем только легальный товар. Уже целый год фабрики маркируют сигареты. Я не знаю, каким образом наносились эти КИЗы, но часть их вообще не читаются сканером, – возмущается Ирина Щепа. – И вот приходится сдвигать упаковку, подсовывать сканер под пленку. Владельцы розничных магазинов говорят нам, что не примут ни одной пачки, которая не будет занесена в базу данных. И вот наш сотрудник, выполняя заявку, сканирует каждую пачку, те, что не считались, откладываем в сторону. Что мы будем с ними делать, пока не знаем». 

По расчетам директора «Табакалеры», разовые затраты для одной оптовой точки на внедрение маркировки составляют более 100 тысяч рублей. Сюда входит оборудование и оплата программиста. А потом придется ежегодно платить за продление лицензии на использование программного обеспечения, кассовых аппаратов. Кроме того, за пересылку в электронном виде каждой фактуры, которая ежедневно отправляется торговым точкам, приходится платить пять рублей.

«Это настоящая обдираловка на ровном месте, притом что нашу наценку уже в подзорную трубу не разглядишь. Она составляет 0,5–1,5%, – признается Ирина Щепа. – Я предполагаю, что основная часть табачников, скорее всего, закроется».