Что изменилось в бийской школе, где внедрили раздельное обучение детей

Что изменилось в бийской школе, где внедрили раздельное обучение детей
Фото Олег БОГДАНОВ

Как сохранить здоровье школьников и при этом повысить успеваемость? Красивое решение этой задачки со многими неизвестными, похоже, нашли в бийской школе № 20, где внедрен опыт раздельного обучения детей.

Они разные

Побывав здесь в мае 2016 года, «АП» написала о пилотном проекте. Скепсиса вокруг него хватало. Ведь если всё так просто, если для того чтобы вырастить гармоничную и здоровую во всех смыслах личность, достаточно рассадить мальчиков и девочек, то почему другие учебные заведения так не поступают? Вопросов было больше, чем ответов. Помнится, как улыбнулась тогда Елена Вербицкас, руководившая на тот момент школой: «А вы приезжайте годика через три».

Спустя три года мы снова здесь. Первое, о чем просит нынешний директор 20-й школы Олеся Сторожук, – не называть экспериментом системную работу своих коллег по сохранению здоровья школьников.

Идея гендерного образования воплощалась в России дважды в ХХ веке: до революции и ненадолго – в середине. Постановление Совмина СССР от 1 июля 1954 года восстановило совместное обучение мальчиков и девочек во всех школах страны.

Сейчас организация раздельных классов – дело добровольное. Так учат детей в лицее «Гармония» (Железногорск Красноярского края), куда за опытом ездили биийчане, в Московской, Ленинградской, Новосибирской областях, Башкирии, на Ставрополье. Открыты мариинские классы и в Барнаульском кадетском корпусе, как сообщило Минобрнауки региона. 

По словам Олеси Анатольевны,  здоровье и успеваемость ребят напрямую зависят от того, насколько учтены гендерные особенности детей:

– Здоровье ребёнка можно сберечь, если создать ему комфортные условия пребывания в коллективе, если убрать стресс из его школьной жизни. Педагоги, работающие в раздельных и смешанных первых классах, сравнили результаты, удивившие нас самих. Там, где детей разделяли на время уроков, заболеваемость оказалась ниже, а качество учебы – выше. Дело в том, что традиционная методика преподавания более ориентирована на психологию девочек. Так исторически сложилось, ведь большинство учителей – женщины. Но мальчики устроены по-другому. С учетом этой разницы мы и работаем.

Мужская тема

К слову, дети Олеси Анатольевны, сын Дима и дочь Соня, тоже учатся в гендерных классах. Так что ее мнение педагога и мамы можно считать экспертным. Изменилось и настроение родителей – с настороженности на готовность отдать своего ребенка в необычную 20-ю. Тем более что разделение по половому признаку не означает изоляции. Девочки и мальчики общаются на переменах, во время школьных мероприятий.  

А вот что говорят о переменах педагоги. Людмила Юдина – учитель «мальчикового» 1 «Б» класса, а параллельно ведет математику у девочек. Она уверена, что нельзя учить под одну гребенку: 

– Барышне, уравновешенной и исполнительной, нужен размеренный темп урока. С парнем всё не так. Из карандаша он тут же сделает себе когти росомахи, а из учебника соорудит гараж для машины. Мальчик сразу включается в работу, легко находит красивые, нестандартные решения задач, но быстрее и устает. В среде равных ему проще проявить лидерские качества, притом что в смешанных классах лидерами, как правило, становятся девочки. Исходя из этого мы продумываем хронометраж урока, подачу темы.

Коллега Юдиной Наталья Попова в своих воспитанницах 1 «А» класса видит сплошные достоинства – внимательные, усидчивые, аккуратные, послушные, четко следующие предложенным алгоритмам. К четвертому классу, где преподает Светлана Алянова, они и впрямь становятся барышнями, уверенными в себе, с очарованием и достоинством, присущими  женщине. И со своим авторским проектом «Юным леди на заметку» преподаватель попала в десятку.

– У меня кровный педагогический интерес, – говорит Светлана Сергеевна. – Мы занимались со стилистом, учились сервировать стол с рестораторами, постигали многое из того, что пригодится девчонкам в жизни. У нас прекрасные родители, они дружно включились в проект, работается мне с этим классом легко.

«А как же мальчики?» – спросите вы. Не проблема – организовать в школе «мужскую» программу для них. Проблема – острый дефицит мужчин-педагогов. Они включены во внеурочную деятельность, занимаются с детьми шахматами и робототехникой, но в целом это мало меняет ситуацию. 

В этой точке сходятся все учителя. Стоит ли удивляться, что слабым стал сильный пол, выросший с мамами и бабушками, учительницами, под насмешливые взгляды одноклассниц? Кто и как культивирует в мальчиках дефицитное нынче качество – готовность взять на себя ответственность за детей, семью, страну? 

Меж тем бийчане готовы транслировать свой опыт своим коллегам из других регионов. Главное в таком образовании – сберечь детское здоровье. Воспитать не «дворянок» и «бруталов», а людей, понимающих свою гендерную миссию, гармонично развитых во всех смыслах – нравственном, духовном, физическом.

На заметку родителям

Мальчики

  • Включаются не сразу, но темп работы – высокий, пик активности – середина урока.
  • Тяготеют к нестандартным решениям, нежели к готовым алгоритмам.
  • Действуют от противного: сначала – результат, потом – путь к нему.
  • Соревнуются во время групповой работы.
  • Нуждаются в положительной оценке окружающих.
  • Увы, скрупулезность и аккуратность – не их сильная сторона.

Девочки

  • Включаются сразу, не нуждаются в подготовке к работе.
  • Обладают развитыми вербальными способностями.
  • Новые темы усваивают неспешно и размеренно.
  • Опираются на механическое запоминание, всегда учат правила.
  • Следуют стандартным алгоритмам.
  • Легко ранимы, но выносливее и терпеливее мальчиков.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *