Другие краски

Мы решили создать портрет социального предпринимателя (СП) по итогам проведенного в прошлом году соответствующего исследования. Опрос касался многих регионов, в том числе сибирских, где это направление активно развивается. Мониторинг показал, чем соцпредприниматели отличаются от представителей традиционного бизнеса.

Основными драйверами для СП служат желание реализовать идею, лежащую, как правило, в области актуальных проблем общества, а также стремление к независимости и самореализации на собственном пространстве. Об этом заявили почти 75 процентов наших респондентов.

Более половины опрошенных признались, что еще одним стимулом к созданию своего предприятия стала невозможность получить ту или иную услугу, приобрести качественный товар. Причем с такой проблемой столкнулись, как правило, не только лично они и их семьи, но и многие другие граждане. И это послужило стимулом для профессионального решения задачи.

Многие СП утверждают, что важным фактором развития их деятельности стала семья, а первыми и главными помощниками в бизнесе выступили родители, супруги, дети и другие родственники. Таким образом, можно утверждать, что социальное предпринимательство зачастую носит семейный характер.

Базовые жизненные ценности для представителей этой сферы заметно отличаются от ценностных доминант россиян в целом. Главное, для СП более важен личностный рост. Они готовы меняться, саморазвиваться, получать новый опыт, даже если для этого придется выйти из зоны комфорта.

Еще одна особенность социальных предпринимателей – явно выраженная забота о других людях и о сообществе, в котором они живут и работают, в пространстве которого реализуют свои стратегии.

Большинство участников опроса демонстрирует вполне адекватное понимание смысла СП. Неотъемлемыми признаками этого бизнеса респонденты признают первенство социальной миссии над коммерцией, ответственность перед обществом. Они считают своим долгом создание рабочих мест для представителей социально незащищенных слоев населения, стремятся к реформированию социальной реальности.

Что касается такого атрибута стандартного бизнеса как экономическая эффективность, то здесь мнения СП расходятся. Тем не менее большинство опрошенных ставят прибыль, конкурентоспособность на второе место после такого фактора как достижение социального эффекта. Это новый тип ответственного бизнеса, который изначально строится на основе инициативы, разделяет с государством и обществом бремя решения социальных проблем, задач развития регионов, поддержки граждан страны.

Если одним из ключевых принципов СП в мире является инновационность, то в России она только начинает пробивать себе дорогу и воспринимается в этом качестве не столь единодушно.

Стоит сказать, что аналогичное исследование мы проводили пять лет назад, и только пять процентов прежних респондентов стали участниками нынешнего мониторинга. Выборочные опросы показали, что ряд предпринимателей в 2013-м году либо уже прекратил деятельность СП, либо остался в бизнесе, но потерял социальный статус.

Экономика Бизнес Малый бизнес Филиалы РГ Сибирь СФО Омская область

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *