Какие задачи решает Росфинмониторинг в Сибири?

Какие задачи решает Росфинмониторинг в Сибири?

Как смотрится Сибирь на фоне других регионов России с точки зрения финансовой прозрачности?  Какие меры предпринимаются по противодействию финансирования терроризма? На вопросы «Континента Сибирь» ответил руководитель межрегионального управления Росфинмониторинга по СФО АНДРЕЙ ДОЛБНЯ.

— Андрей Алексеевич, как вы оцениваете итоги работы межрегионального управления Росфинмониторинга по СФО в первом  полугодии 2019 года.

— Итоги деятельности управления были подведены 9 июля 2019 года на совещании с участием заместителя директора службы Олега Валерьевича Крылова, который положительно оценил проделанную работу и определил приоритетные задачи, в числе которых контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов.

Какие задачи решает Росфинмониторинг в Сибири?

Травников: Росфинмониторинг будет контролировать крупные расходы

Говоря об основных итогах работы, могу отметить, что с использованием материалов управления в первом полугодии 2019 года компетентными ведомствами было арестовано имущество фигурантов на сумму около 4 млрд руб., доначислено налогов более 1,7 млрд рублей, из которых около 1 млрд уже взысканы.

В целом, в результате совместной работы удалось сохранить и предотвратить хищение более 10 млрд руб., из которых больше 50% бюджетных.

Также, в сравнении с прошлыми периодами, в текущем году возросла сумма возвращенных средств, которая составила 1,9 млрд руб., (из них  1,6 млрд руб. – бюджетные), это почти в 4 раза превышает показатели первого полугодия 2018 года.

Кроме того, с использованием материалов Управления правоохранительными органами в текущем году было  возбуждено 25 уголовных дел по статьям о легализации (в АППГ 2018 года – 17), судами постановлено 11 обвинительных приговоров за отмывание преступных доходов (в АППГ 2018 года – 9).

Общая же сумма, выявленных в округе в 2019 году легализованных средств, составила около 1,4 млрд руб.

Справка. Андрей Долбня родился в 1968 году в Ставропольском крае. Имеет два высших образования, кандидат экономических наук, доцент. С 1986 года по 1993 год прохождение военной службы в Вооруженных Силах. С августа 1993 года по июль 2003 года работал в федеральных органах налоговой полиции Российской Федерации.   С июля 2003 года по сентябрь 2016 года в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков по Ставропольскому краю, Республике Калмыкия, Астраханской и Новосибирской областям на различных оперативных и руководящих должностях; С сентября 2016 года по май 2017 года был заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО. С мая 2017 года стал руководителем МРУ Росфинмониторинга по СФО.

В качестве примера отмечу совместное с органами внутренних дел и Сибирской оперативной таможней финансовое расследование в отношении межрегиональной преступной группы, которая контрабандным путем, используя реквизиты новосибирских фирм, вывезла из Иркутской области в Китай и страны СНГ лесоматериалы на общую сумму свыше 3,5 млрд рублей. При этом, сопровождающий сделки фиктивный документооборот позволил злоумышленникам незаконно возместить НДС в размере около 260 млн рублей. Нами была установлена вся финансовая схема преступной деятельности. В конце прошлого года в отношении фигурантов проверки возбуждено уголовное дело за отмывание похищенных бюджетных средств, а на их имущество наложен арест в сумме около 260 млн рублей. В настоящее время члены организованной преступный группы знакомятся с материалами дела, после чего оно будет направлено в суд.

В целом, в результате совместной межведомственной работы всех участников антиотмывочной системы удалось на 60 % сократить  объемы сомнительных операций в округе.

— На каком уровне находятся объемы оттока капитала из регионов СФО в сравнении с общероссийскими показателями; какова тенденция последних нескольких лет?

— На территории округа в первом полугодии 2019 года наблюдается существенное снижение объемов сомнительных перечислений, направленных на вывод денежных средств в пользу нерезидентов, так в сравнении с аналогичным периодом прошлого года сумма данных операций снизилась практически в три раза, с 2,8 до 1 млрд руб.

Также стоит отметить, что на макроуровне объемы высокорисковых международных транзакций в Сибири являются не значительными и составляют менее 1% от общей суммы всех сомнительных перечислений, совершенных в округе, что указывает на умеренный уровень риска использования «фиктивной» внешнеэкономической деятельности в схемах вывода капиталов за рубеж.

В разрезе общероссийских показателей доля Сибирского округа также является  не существенной  и составляет  чуть более 1%.

Вместе с тем, в ходе проводимого мониторинга, нами выявляются отдельные факты, свидетельствующие об организации каналов по выводу денежных средств в иностранные юрисдикции, о чем информируются правоохранительные органы.

К примеру, с использованием наших материалов Сибирской оперативной таможней во взаимодействии с УФСБ России по Новосибирской области  в мае текущего года была пресечена деятельность преступной группы по организации канала вывода денежных средств на счета нерезидентов. Так, за три года ими было выведено из округа, с использованием более 100 подставных компаний, около 1,3 млрд рублей. По данным фактам в настоящее время возбуждено и расследуется уголовное дело.

Другой значительной уязвимостью в кредитно-финансовой сфере для вывода денежных средств за рубеж остается использование судебных решений.

За 2018-2019 годы управление было привлечено в качестве третьей стороны, не заявляющей самостоятельных требований, более чем в 170 судебных процессах, суды усомнились в законности и достоверности предъявляемых исков на общую сумму более 14 млрд руб.

Во всех случаях нами проводится анализ деятельности сторон судебного процесса, в суды направляются пояснения и отзывы. В ряде случаев подготовке ответов предшествует комплексная межведомственная работа. К примеру, по иску о выводе денежных средств за рубеж на сумму 1,3 млрд руб. нами были установлены признаки фиктивности в деятельности ответчика. Для подтверждения предположений направлена риск-ориентировка в прокуратуру Иркутской области, по результатам рассмотрения которой проведены выездные проверки, и номинальность организации была подтверждена.

Всего за период с 2018 по 2019 годы судами, с использованием наших материалов, принято решений об отказе в удовлетворении требований на сумму более 7,4 млрд рублей.

Напомню, что в 2016 году мы обжаловали решение суда о выдаче исполнительного документа на сумму более 24 млрд рублей. Данное решение вступило в силу в 2017 году. В итоге принятых мер удалось пресечь вывод за рубеж значительной суммы денежных средств.

В результате проводимой работы, исходя из анализа судебных дел, в настоящее время можно констатировать, что таких попыток стало меньше, суды более детально изучают предмет спора, в связи с чем, мошенникам стало сложнее получить исполнительные документы. Как итог, в 2019 году из общего числа поступивших материалов судов, лишь два были связаны с выводом денежных средств за рубеж. При этом, по одному из дел, вследствие представленных нами пояснений исковые требования были отозваны.

— Какова ситуация с соблюдением законодательства при заключении госконтрактов, направленных на реализацию крупных инвестиционных проектов в регионах СФО? В частности, ведется ли контроль за эффективностью и легальностью расходования бюджетных средств при подготовке таких проектов, как Универсиада 2019, Молодежный чемпионат мира (МЧМ) по хоккею, подготовка к строительству четвертого моста через Обь в Новосибирске, а также нацпроекты. Каковы предварительные итоги?

— Обеспечение сохранности бюджетных денежных средств является приоритетным направлением деятельности Росфинмониторинга, поэтому анализ финансовых операций, осуществляемых при реализации национальных проектов, организован и проводится нами на систематической основе.

Наиболее высокие риски, требующие особого внимания, выносятся на рассмотрение межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям при полномочном представителе Президента РФ в СФО, членами которой являются руководители правоохранительных, контрольных и надзорных органов, дислоцированных в Новосибирске.

Надо отметить, что в апреле этого года исполнилось 5 лет с момента создания МРГ, проведено 16 заседаний, при этом тематике сохранения бюджетных средств была посвящена половина рассмотренных тем. Это вопросы гособоронзаказа, развития транспортной системы, создания особых экономических зон в округе, инфраструктурные проекты в моногородах и др.

Естественно, мы следили за расходованием бюджетных средств, выделенных на Всемирную зимнюю Универсиаду в Красноярске, эта работа велась совместно с правоохранительными органами, прокуратурой и правительством края.

К примеру, на основании материалов Управления был расторгнут контракт с одним из подрядчиков на сумму 1,1 млрд рублей – то есть, бюджетные средства были сохранены от нецелевого использования.

Какие задачи решает Росфинмониторинг в Сибири?Губернатор Новосибирской области Андрей Травников (слева) и Андрей Долбня на подписании соглашения. Фото из архива «Континента Сибирь»

Аналогичную работу мы хотим выстроить и по инфраструктурным объектам Новосибирска, в этих целях в начале этого года подписано соглашение с губернатором Новосибирской области Андреем Александровичем Травниковым. Правительство региона будет ежеквартально представлять сведения о заключенных контрактах на строительство, реконструкцию и ремонт объектов в рамках подготовки к проведению молодежного чемпионата мира по хоккею. К слову, контракт на заключение строительства ледовой арены был заключен на прошлой неделе, но денежные средства еще не пошли.

Контроль расходования бюджетных средств будет проводиться и по другим крупным объектам области, в том числе по строительству четвертого моста через Обь, а также при выделении средств, в рамках иных национальных проектов.

— Как сегодня выглядит Новосибирская область в плане финансовой прозрачности бизнеса в сравнении с другими регионами СФО?

— Новосибирская область является финансовым центром Сибири, в этом регионе наибольшая концентрация, как региональных банков, так и филиалов федеральных кредитных организаций.

Так, по итогам первого полугодия 2019 года на Новосибирскую область пришлось порядка 55% от всего объема сомнительных операций округа (в АППГ 2018 года – около 50%).

На втором месте — Красноярский край. На долю двух указанных регионов приходится 70% от общего объема сомнительных финансовых операций, зафиксированных в Сибирском федеральном округе в текущем  году.

Вместе с тем, стоит отметить, что в последние годы  объемы сомнительных транзакций в Новосибирской области и в СФО в целом, продолжали сокращаться. Так, по итогам первого полугодия 2019 года в области отмечено 60% сокращение числа высокорисковых операций в сравнении с аналогичным периодом 2018 года. (с 250 до 99 млрд руб.)  Такая тенденция в точности коррелирует с общероссийской, и напрямую является следствием проводимой политики государства, нацеленной на декриминализацию национальной экономики.

Вы знаете, что в первом полугодии 2019 года лицензий лишились 18 кредитных учреждений (в 2018 году —  66), ряд из которых имели обширную филиальную сеть в различных субъектах, 2 из которых («Кемсоцинбанк» и «Взаимодействие») имели головные офисы на территории Сибирского федерального округа.

— Какова ситуация в сфере кибербезопасности на региональном финансовом рынке?

— В целях совершенствования мер по борьбе с кибермошенничеством и киберворовством, в апреле 2018 года Федеральным законом № 111-ФЗ в Уголовный кодекс были внесены поправки, согласно которым усилена уголовная ответственность за хищение чужого имущества с банковского счета или электронных денежных средств (лишение свободы на срок до 6 лет). Скорректированы санкции за мошенничество в сфере компьютерной информации. Вместо ареста на срок до 4 месяцев за мошенничество с использованием электронных средств платежа, предусмотрено лишение свободы на срок до 3 лет.

В качестве примера приведу совместное с правоохранительными органами Кемеровской области финансовое расследование в отношении лица, которым с использованием вредоносной программы была взломана система безопасности ЭВМ пользователей и похищены их средства. Нами установлено, что на подконтрольные фигуранту счета поступило около 15 млн рублей, из которых около 12 были обнаружены и изъяты в ходе обысков по месту его проживания. В настоящее время решается вопрос о возбуждении уголовного дела за отмывание преступных доходов.

Кроме того, на протяжении последних лет в Сибири остается высоким риск использования электронных средств платежа, виртуальных валют в схемах легализации именно наркодоходов. Безусловно, эта сфера постоянно находится в фокусе нашего внимания.

Наркоторговцы злоупотребляют существующим законодательным регулированием электронных денег, в частности, возможностью использовать анонимные электронные средства платежа и отсутствием государственного надзора за выпуском и обращением виртуальных валют.

Ежегодно управлением проводятся десятки финансовых расследований по типовой схеме бесконтактного сбыта наркотиков.

Если технология по отслеживанию расчетов с использованием электронных платежей нами уже отработана, то теневые потоки криптовалют представляют значительные сложности для мониторинга.

Вместе с тем, совместно с правоохранительными органами мы пытаемся разоблачать способы отмывания наркодоходов с использованием виртуальных валют.

Например, в конце прошлого года с соседним Алтаем удалось вскрыть схему сбыта наркотиков с использованием криптовалюты Биткоин. Получив номер биткоин-кошелька наши аналитики проследили транзакции по обмену криптовалюты и зачислению средств на банковскую карту фигуранта. Правоохранительные органы использовали выявленные сведения для возбуждения уголовного дела по легализации, которое в настоящее время рассматривается в суде.

Аналогичные расследования в настоящее время ведутся с коллегами и из других регионов округа.

Отмечу, что в настоящее время на рассмотрении Государственной Думой РФ находится законопроект о противодействии хищению денежных средств в сфере электронных платежей. Операторов по переводу средств обяжут при выявлении ими признаков проведения операций без согласия клиента приостанавливать выполнение такой транзакции на срок до 2 рабочих дней.

Планируется законодательно запретить получение физическими лицами наличных денег с использованием неперсонифицированных средств платежа.

Разработан законопроект «О цифровых финансовых активах», определяющий статус цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, и их основных понятий, включая криптовалюты. В указанном законопроекте предложен механизм регулирования оборота криптовалют, основанный на стандартах Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Все эти меры призваны снизить риск использования электронных средств платежа, виртуальных валют в схемах легализации преступных доходов.

Какие задачи решает Росфинмониторинг в Сибири?

— Каким образом организована работа Росфинмониторинга по противодействию финансирования терроризма в регионах СФО?

— Ситуация в округе по этой линии характеризуется относительной стабильностью и отсутствием террористических актов.

Вместе с тем, Сибирь занимает большую территорию, в её составе три города-миллионника. Мы граничим с иностранными государствами, постоянно растет число мигрантов.

Все это представляет интерес со стороны террористических структур, которые могут получить здесь ресурсную поддержку, а при необходимости, легко затеряться в миграционных потоках.

В 2018 году Росфинмониторингом опубликован отчет о национальной оценке рисков финансирования терроризма. Сибирский округ принимал активное участие в его подготовке.

С учетом анализа криминогенной обстановки и результатов финансовых расследований, была определена группа рисков, характерных для округа, а именно: привлечение средств в сети Интернет посредством, так называемых, «краудфандинговых схем» с последующим перемещением их через банковские карты, электронные кошельки и международные денежные переводы.

Выявление фактов финансирования терроризма является приоритетным направлением деятельности правоохранительных органов. Для этих целей в структуре ФСБ, МВД и ФТС созданы специализированные подразделения, с которыми мы работаем в тесном сотрудничестве.

Только в  2019 году наши материалы способствовали возбуждению 12 уголовных дел террористического характера (2018 – 22), из них 6 по финансированию терроризма (2018 – 12), по которым уже постановлено 2 обвинительных приговора (2018 – 4).

Анализ статистических данных свидетельствует о сохранении высоких рисков в данной сфере.

По состоянию на конец июня 2019 года в Перечне экстремистов, террористов  находилось 303 лиц, относящихся к Сибирскому федеральному округу, все их активы заблокированы. С начала года банками приняты меры по замораживанию денежных средств на 141 счете, принадлежащих 101 физическому лицу на общую сумму около 324 тыс. рублей.

Во взаимодействии с органами безопасности Иркутской области через полномочия МВК, за истекший период 2019 года были заморожены активы 1 фигуранта совместной проверки.

Также в первом полугодии 2019 года наши материалы способствовали возбуждению 13 уголовных дел террористического характера (в АППГ 2018 года – 12), из них 9 по финансированию терроризма (в АППГ 2018 года – 10), по которым уже постановлено 3 обвинительных приговора (в АППГ 2018 года – 1).

Кроме того, директором Росфинмониторинга приняты решения о нежелательности пребывания иностранных граждан на территории Сибири.

— Работают ли в регионах некоммерческие организации, деятельность которых вызывает вопросы?

— Действующий защитный механизм, отраженный в соответствующих федеральных законах, обеспечивает эффективный барьер, препятствующий созданию НКО в целях финансирования терроризма.

Необходимо принять во внимание, что многие из действующих в России форм НКО характеризуются минимальными рисками связи с финансированием терроризма.

Какие задачи решает Росфинмониторинг в Сибири?

«С такими людьми в финансовую разведку идти можно»

Вывод о незначительной угрозе использования НКО в этих целях также подтвержден низкой частотой выявления подобных фактов в практике правоохранительных органов и финансовой разведки.

Отвечая на ваш вопрос конкретно, скажу, что в Сибирском федеральном округе фактов использования некоммерческого сектора для финансирования террористической деятельности не фиксировалось.

 

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте

Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *