Какова стратегия эффективного развития транспорта Новосибирской области?

Какова стратегия эффективного развития транспорта Новосибирской области?Иллюстрации Александра Колпакова

Сегодня у Новосибирской области (НСО) есть Транспортная стратегия региона до 2030 года. Такая долгосрочная разработка стратегического характера может считаться в своем роде уникальным документом, в котором не только собраны мероприятия по всем отраслям транспортного комплекса, но также на основе глубокой научной проработки определены перспективные направления и главные объекты транспортной инфраструктуры, на создании, строительстве и реконструкции которых должен сконцентрироваться регион. В содержании документа разбирался «Континент Сибирь».

Проект транспортной стратегии Новосибирской области до 2030 года уже был представлен на заседании коллегии министерства транспорта и дорожного хозяйства региона 30 января, также прошло его общественное обсуждение. Эта научно-исследовательская работа проведена учеными СГУПСа (Новосибирск) и питерской Лабораторией градпланирования имени М. Петровича.

В целом в Транспортной стратегии Новосибирской области рассматриваются и запланированы более 90 мероприятий, сгруппированных в 12 основных групп, которые относятся к различным видам транспортно-логистической деятельности и отдельным видам транспорта.

Разработанную стратегию планируется реализовывать в два этапа: первая очередь до 2024 года и на расчетный срок 2025–2030 гг. Также реализация ряда мероприятий предусмотрена на расчетный срок на перспективу за 2020 год.

В документе также оценены сценарии развития транспортного комплекса региона, с учетом внешних глобальных, макроэкономических и внутрирегиональных факторов. Условно они названы инерционным, умеренным и оптимистическим. Авторы считают наиболее вероятным реализацию умеренного сценария.

«Нами было разработано три сценария развития транспортной инфраструктуры региона: инерционный, реалистический и оптимистический. В соответствии с этими вариантами развития событий выстраиваются дальнейшие мероприятия», — отметил руководитель научно-исследовательской работы по разработке Транспортной стратегии Новосибирской области Валерий Хабаров.

Как оценивали эффективность

Самой большой ценностью научно-исследовательской работы можно считать оценку социально-экономической эффективности предлагаемых мероприятий в сфере развития транспорта и транспортной инфраструктуры Новосибирской области, которая состоит из двух блоков — количественной и качественной оценок.

«В начале года на заседании комитета по транспортной политике Законодательного собрания НСО разработчики представляли проект транспортной стратегии. Мы его обсуждали и задавали много вопросов. Особенностью данного документа является оценка мероприятий. И тут у нас было много вопросов. Надеюсь, что разработчики учли все наши предложения», — отметил заместитель председателя комитета по транспорту Законодательного собрания Новосибирской области Сергей Титков.

С высоты сегодняшнего дня сложно дать оценку перспективным направлениям, которые в будущем изменят «лицо» транспортного и транспортно-инфраструктурного каркаса региона. Оценка социально-экономической эффективности дает ответы на важнейшие и актуальные вопросы, в том числе насколько затраты на развитие транспортной системы Новосибирской области компенсируются выгодами и эффектами, получаемые населением и хозяйственным комплексом. На основе проведенной оценки можно также выстраивать очередность реализации и строительства тех или иных объектов транспортной инфраструктуры в Новосибирской области. Насколько объективна методика расчета, это вопрос к специалистам.

Наиболее высокие оценки как количественного, так и качественного характера получили четыре перспективных группы объектов на территории области. Во-первых, это Восточный и Южный автодорожные обходы Новосибирска. Во-вторых, это строительство магистрали непрерывного движения «Юго-Западный транзит в Новосибирске». В-третьих, продолжение ул. Стартовой для перераспределения потоков с мостов на левом берегу р. Оби в Новосибирске. В-четвертых, строительство автодорожных обходов населенных пунктов, через которые проходят транзитные потоки транспорта (Черепаново, Тогучин, Колывань, Маслянино, Ярково, Карасук и др.).

Также высокие оценки у таких объектов на территории области, как реконструкция автодороги Куйбышев–Венгерово–граница Омской области. Высокие оценки строительства дублера улицы Станционной и продолжения ул. Одоевского с перспективным Матвеевским мостом через Обь.

Была проведена оценка ресурсных возможностей выполнения мероприятий Транспортной стратегии, которая обеспечивается надежной и стабильной системой финансирования как из бюджетных источников, так и внебюджетных.

Интересно проанализировать и объемы финансирования программы. Так, за период 2018–2024 гг. объемы вложений составят 273,8 млрд руб., в следующий проектный период (2025–2030 гг.) — 1030 млрд руб. То есть реализация в полном объеме всех направлений и мероприятий Транспортной стратегии предполагает гигантский объем финансовых средств — около 1,3 трлн руб.

Самыми затратными стали мероприятия по развитию до 2030 года сети автомобильных дорог — 711,9 млрд руб., развитие пассажирского движения на железнодорожном транспорте (390,9 млрд руб.), развитие сети ж/д (153,6 млрд руб.), строительство транспортно-пересадочных узлов (46 млрд руб.), развитие рельсового городского транспорта (39 млрд руб.) и т. д.

В результате комплексной оценки в Транспортной стратегии сформулирован перечень приоритетных первоочередных проектов региона. В-первых, это Юго-Западный транзит в Новосибирске. Во-вторых, реконструкция участков автодорожной сети V технической категории с автобусным сообщением до IV технической категории. В-третьих, капитальный ремонт дорог регионального значения в Татарско-Карасукском и Ордынско-Карасукском транспортно-коммуникационном поясе расселения. В-четвертых, реализация проекта «Оптимизация городской маршрутной сети в Новосибирске и Бердске». В-пятых, модернизация и развитие трамвайной сети Новосибирска.

Какова стратегия эффективного развития транспорта Новосибирской области?Регион на быстрых рельсах

Высокоскоростное железнодорожное движение в России пока не получило должного развития. И этот пробел развития транспортной инфраструктуры планируется устранить. На расчетный срок рассматривается организация скоростного железнодорожного сообщения Новосибирска с городами Барнаул, Кемерово, Новокузнецк, Томск и Омск (304 млрд руб.).

Железную дорогу необходимо интегрировать в агломерационные перевозки как важнейший элемент транспортной системы региона. Поэтому предусмотрены развитие проекта «Городская электричка» (22,2 млрд руб.), организация аэроэкспресса в международный аэропорт Толмачево (6,5 млрд руб.) и проект тактового движения с наукополисом. Планируется восстановление ж/д движения с речным портом Ташара на Оби (50 млрд руб.).

Увеличение в более далекой перспективе трафика и грузоперевозок по Транссибирской магистрали может вызвать к жизни проект Северного железнодорожного обхода (6 млрд руб.).

Дорогое наше метро

Необходимость рассмотрения в стратегическом программном документе развития рельсового пассажирского транспорта обусловлена прежде всего недостаточной развитостью его сети на территории Новосибирской городской агломерации, и прежде всего в его ядре — на территории областного центра.

Вдобавок Новосибирск остался в стороне от общемировой тенденции по возрождению городского трамвайного транспорта, как системообразующего для внутригородских перевозок. Напомним, что в крупнейших городах развитого мира произошел так называемый «трамвайный ренессанс».

В свою очередь ставка, сделанная в 70–80-е годы в Новосибирске на развитие метрополитена как скоростного каркаса внутригородского пассажирского транспорта по причине медленного роста сети не оправдалась.

Поэтому рассматриваемым документом предусмотрен консервативный вариант развития сети метрополитена в Новосибирске, преимущественно за расчетным сроком, то есть во временной период после 2030 года по причине недостаточного ресурсного обеспечения, и при условии предоставления межбюджетных трансферов из федерального бюджета.

Развитие метрополитена в Новосибирске предусматривается по ряду направлений, среди которых — строительство второго главного пути до станции «Золотая Нива», завершение строительства (продление) Дзержинской линии (с перспективными станциями «Гусинобродская» и «Молодежная»), строительство электродепо № 2.

Также запланировано возобновление строительства станции «Спортивная» Ленинской линии. Суммарно данные мероприятия оцениваются в 20,6 млрд руб.

Предполагается также разработка отраслевой схемы развития метрополитена как обоснование для федеральных органов по части возобновления федерального софинансирования. Следующим этапом развития новосибирского метро намечено продление Ленинской линии в западном направлении с сооружением трех перспективных станций («Площадь Станиславского», «Пермская», «Южная»). По оценке специалистов, это обойдется в 17,1 млрд руб.

Также заложено продление Ленинской линии на север (перспективные станции «Ботанический сад», «Северная», «Авиационная»). Это еще 28,4 млрд руб. (рисунок 1).

Таким образом, перспективная метростроительная программа Новосибирска оценена в 66,1 млрд руб.

Сегодня очевидно, что развитие городского подземного пассажирского транспорта практически заморожено, и городскому и региональному бюджетам невозможно вытянуть капиталоемкую метростройку. Затраты на сооружение метрополитена настолько велики, что позволяют говорить лишь о продлении действующих линий и их логическом завершении при помощи трансфертов федерального бюджета. Строительство «с нуля» новых линий метрополитена, несомненно, ввергнет город в тупиковую ситуацию, которая сложилась в соседних сибирских городах-миллионниках — Омске и Красноярске.

Какова стратегия эффективного развития транспорта Новосибирской области?Трамвайный ренессанс-2

В Транспортной стратегии сделан акцент на первоочередное развитие трамвайных перевозок и существенное увеличение протяженности сети данного вида городского пассажирского транспорта. Сегодня во внутригородских пассажирских перевозках областного центра доля трамвая незначительна, в сравнении как с другими городами-миллионниками РФ, так и с зарубежными аналогичными по численности населения агломерациями. Низкая доля в транспортной работе рельсового пассажирского транспорта обуславливается рядом причин, в том числе и факторами ресурсного обеспечения.

В последние три десятилетия фактически развитие этого вида перевозок прекратилось, а затем наступил этап деградации — запредельный износ подвижного состава, контактной сети, рельсовых путей и прочей инфраструктуры.

В отличие от варианта «умеренного» развития подземного городского рельсового транспорта трамвайный, или легкорельсовый транспорт, по мнению разработчиков Транспортной стратегии, имеет более благоприятные перспективы для развития, прежде всего в ядре агломерации, а также на ряде направлений пригородного сообщения. Поэтому разработчики считают востребованным указанный вид транспорта как эффективный инструмент развития внутригородских и агломерационных пассажирских перевозок, которому следует уделить приоритетное внимание.

В части развития трамвайного движения в областном центре и Новосибирской агломерации Транспортной стратегией предусмотрена разработка Отраслевой схемы комплексного развития ускоренного и обычного трамвая с выделением этапов строительства и технико-экономическим обоснованием мероприятий. Это позволит конкретизировать планы развития трамвая (ЛРТ) в ядре агломерации.

Для вывода отрасли трамвайных перевозок из процесса деградации предусматривается реконструкция существующей трамвайной сети. Для этого нужно обособить участки трамвайных путей с целью недопущения попадания в их габарит постороннего транспорта, мешающего движению. Необходимо реконструировать светофорные объекты для приоритетного проезда трамваем перекрестков. Это необходимое условие для увеличения привлекательности данного вида общественного транспорта.

В стратегии указаны главные направления дальнейшего развития трамвайной сети в ядре агломерации Новосибирска. По сути, это мероприятия по связке оборванных участков некогда единой трамвайной сети города, существовавший до периода строительства метро, а также создание новых маршрутов в крупнейшие спальные микрорайоны областного центра.

В пределах городской черты запроектированы новые линии в «Чистой Слободе», от станции метро «Золотая Нива» по ул. Кошурникова, от Плющихинского жилмассива до перспективной станции «Молодежная» Дзержинской линии. Также намечена связка ул. Петухова и Троллейной через ул. Хилокскую и дальнейшее развитие трамвайной сети в центре города.

Трамвайный транспорт выйдет за пределы городской черты. Будут построены линии трамвая в удаленный микрорайон ОбьГЭС на левом берегу, от наукоцентра Кольцово для ускоренной связи с Краснообском через перспективный Матвеевский мост, до микрорайона Пашино (рисунок 2). Всего по трамвайным мероприятиям для реализации намеченных целей, по оценкам разработчиков, необходимо порядка 2,5 млрд руб.

Какова стратегия эффективного развития транспорта Новосибирской области?Приоритетные дороги

Но все-таки самым затратным, самым масштабным на предстоящее десятилетие становится развитие и реконструкция автодорожной сети Новосибирской области. Это порядка 40 мероприятий по развитию дорожной сети. В преамбуле Стратегии выделено восемь главных направлений.

Главной задачей признан вывод транзитного транспорта с улично-дорожной сети Новосибирска. Для чего необходимо завершить сооружение двух этапов Восточного обхода (21,3 млрд руб.) и построить Южный обход областного центра (68,8 млрд руб.). Приоритетным признано сооружение магистрали непрерывного движения Юго-Западного транзита (45 млрд руб.), а также Центрального, Нижне-Ельцовского и Матвеевского мостовых переходов через р. Обь. Оценка этих объектов рассмотрена на основе транспортной модели.

В Транспортной стратегии даны предложения по реконструкции различных автодорог как федерального, так и регионального значения на территории НСО. Это также весьма затратная часть мероприятий. Отмечены мероприятия по автодорожным обходам для других населенных пунктов Новосибирской области, через которые проходят автодороги с высокой интенсивностью движения. Кроме того, предусматриваются развитие агломерационной и внутрирегиональной улично-дорожной сети, строительство стационарных пунктов весогабаритного контроля и многофункциональных зон дорожного сервиса. Отдельно выделено направление развития пассажирского автомобильного транспорта.

Предполагается, что в результате реализации мероприятий средняя скорость движения по региональной сети увеличится, перегруженность участков дорожной сети снизится до 1%, будет наблюдаться полная обеспеченность населенных пунктов к услугам автотранспорта общего пользования и др.

«Теперь у работников дорожно-транспортного комплекса области есть хороший ориентир, к которому стоит стремиться. Транспортная стратегия является главным документом территориального планирования транспортной инфраструктуры, в том числе она учитывает исполнение майского указа президента РФ», — подводит итоги Транспортной стратегии профессор СГУПСа Валерий Хабаров.

Как отмечает заместитель начальника управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Михаил Никулин, транспортная стратегия НСО до 2030 года стала важнейшим документом, который увязывает тактические и стратегические мероприятия развития транспортного комплекса как города, так и региона. «Стратегия объединила мероприятия, которые намечены в Проекте комплексного развития транспортной инфраструктуры Новосибирска (ПКРТИ), Комплексной транспортной схеме Новосибирской агломерации (КТС агломерации), и стала важнейшей основой для градостроительного проектирования. Сегодня в повестке дня — разработка и корректировка генерального плана Новосибирска, и роль Транспортной стратегии региона будет основополагающей. Это будет хорошим ориентиром для разработчиков главного градостроительного документа областного центра», — считает собеседник издания.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *