Мария Шукшина о «Калине красной»: Было очень сложно решиться на эту роль

Мария Шукшина о «Калине красной»: Было очень сложно решиться на эту роль
Фото Андрей КАСПРИШИН
Мария Шукшина о «Калине красной»: Было очень сложно решиться на эту роль

Мария Шукшина о «Калине красной»: Было очень сложно решиться на эту роль

Мария Шукшина о «Калине красной»: Было очень сложно решиться на эту роль

24 июля в Барнауле в рамках Шукшинского фестиваля состоялся показ музыкального спектакля «Калина красная» Московского государственного академического театра «Русская песня» под руководством Надежды Бабкиной.

Глоток кислорода

За неделю до спектакля любители творчества Василия Макаровича Шукшина искали лишний билетик, всем хотелось посмотреть новую версию постановки киноповести. А те, кто уже видел спектакль «Омут любви», который привозила Надежда Бабкина в Барнаул год назад, делали это с удвоенной силой, поскольку результат превзошел ожидания.

– Где мы только уже не побывали с «Калиной красной»! В Санкт-Петербурге выступали. Зал на две тысячи мест забит, стулья в проходах. Люди не ожидали, насколько это грандиозное зрелище, – дала свою оценку спектаклю Надежда Бабкина.

О том, какая это ответственность – играть главные роли в «Калине красной», рассказали на пресс-конференции Мария Шукшина и Андрей Мерзликин. Мария сыграла роль Любови Байкаловой, а Андрей – Егора Прокудина.

– Для меня было очень сложно решиться на эту роль. Тут либо очень хорошо нужно сыграть, либо никак. Моего отца любят в России. Леонид Куравлев так сказал о папе: «Его можно охарактеризовать одним словом – «Русь». Сейчас все больше в замочную скважину подглядывают. Папин фильм и наш спектакль – глоток кислорода для людей, которые изголодались по душевности, искренности. Мне пишут люди в соцсетях, и они хотят смотреть произведения Шукшина, – говорит Мария Шукшина.

На одном из премьерных показов «Калины красной» в Москве побывала Лидия Федосеева-Шукшина.

– Мама очень строгий мой критик. И я как отыграла, с волнением ждала, что она скажет. Паузу мама хорошо выдержала, когда ко мне подошла, я успела все передумать о своей роли. А потом она мне сказала: «Гениально, Маш», – вспоминает актриса.

Андрей Мерзликин тоже не сразу согласился на роль Егора Прокудина.

– Это тот самый случай в искусстве, когда не стоит браться за роль. Все влюблены в Егора Прокудина, которого сыграл Шукшин. Когда мне Надежда Георгиевна предложила эту роль, я просто сбежал. А потом все же решился. Шукшин говорил, что нужно быть дерзким, вот я и попробовал.

«Это наш человек!»

Из включенных в состав спектакля актеров мало кто застал при жизни Василия Шукшина. Тем ценнее воспоминания актера Сергей Никоненко, сыгравшего отца Любы.

– Машу-то я грудью кормил, – пошутил актер. – Приходил к Шукшиным в гости, когда у них еще пеленки в комнатах висели. Василий Макарович был неординарным человеком. Однажды он меня встретил в коридоре киностудии и предложил роль Васьки-чудика в фильме «Странные люди». Я обрадовался. О такой роли мечтать можно. Пойди, говорит, в костюмерную оденься. В костюмерной сидят художник по костюмам и костюмерша, они мне говорят: «Выбирай, что надо сам найдешь». Я оделся. Даже шляпу нейлоновую нашел. Пришел к Шукшину. Меня сфотографировали. Спрашиваю, когда кинопробы, а он: «Какие кинопробы? Тебе одеваться к роли помогали? Нет. Это я попросил, чтоб тебе не мешали». Ему нужно было понять, чувствую я роль или нет.

Маша Шукшина мало что помнит о звездном отце, когда отвечала на вопрос, расплакалась:

– Мне было семь лет, когда папа умер. У меня пять – семь воспоминаний о нем. Папа всегда работал на съемочной площадке, был в экспедициях. Когда приезжал домой, все время писал. У нас были стеклянные двери в квартире. Ночью всегда горел свет, человек трудился, не спал почти совсем, как чувствовал, что ему мало осталось жить.

Надежда Бабкина, руководитель ансамбля «Русская песня», была очень эмоциональной:

– Ценности сегодня изменились. Одна дешевка вокруг, все ищут в чем-то выгоду. Спектакль близок и понятен каждому человеку. Вчера на посадке в самолет работник аэропорта увидел меня и спрашивает: «Это что, полсамолета ваших? 
А куда вы летите?» Когда узнал, что на родину Шукшина, говорит: «Как я его люблю. Это наш человек!» Поэтому мы приехали сюда к тем людям, которые его любят и помнят. Мы привезли спектакль в рамках нацпроекта по культуре. Приехали большим составом.

– Мы после премьеры спектакля потом с Лидочкой (Федосеева-Шукшина) разбирали спектакль и думали, что еще можно добавить эмоционально. И все ее подсказки были в точку. Нам очень важно услышать критику от таких людей, поскольку все театры нам сказали: «Ну, вы, ребята, замахнулись». А при такой команде чего нам стесняться-то? Многие из актеров к нам приходили, и режиссеры тоже, на спектакль. Кинорежиссер Светлана Дружинина кое-что подсказала, признав, что в целом спектакль удался, – отметила актриса.

Сплав музыки и драмы

Сказать, что в спектакле в центре внимания только главные герои, как это было в киноверсии повести Шукшина, нельзя. Большую эмоциональную силу имеют сцены народных застолий с песнями и плясками, лирические отступления, сглаживающие переход от драматических сцен к комическим. Так что работа коллектива театра – ансамбля «Русская песня», фольклорной группы «Славяне», балета «Живая планета», фолк-рок-группы «После 11», дуэта аккордеонистов «Братья Бондаренко» – выше всяких похвал. Режиссер Дмитрий Петрунь смог все эти разноплановые сцены сцепить в одно плотное, энергетически замкнутное пространство.

Особенно яркой стала сцена встречи Егора Прокудина в «малине». Главный герой только вырвался на свободу и попал в привычную ему среду. Тут уж развернись, душа, а он психует, не находит себе места. Потянуло к чистому роднику, на малую родину.

Прекрасно вживились в спектакль куски из других шукшинских произведений. Довольно узнаваема в первом акте сцена в поезде – это из киноповести «Печки-лавочки». Деревенские жители едут на море, а у них в купе веселый собеседник – инженер-конструктор,  на самом деле вор. В данном случае инженером представился Егор Прокудин.

Героиня Надежды Бабкиной колоритно выступила в роли тещи. Сцена вкраплена в повесть из рассказа «Мой зять украл машину дров». У актрисы явный комедийный талант.

Актеры Сергей Никоненко и Наталья Егорова словно созданы для спектакля «Калина красная», такое впечатление, что вот с таких людей и писал Шукшин своих персонажей. Сергей Никоненко привнес свои детали в образ отца Любы. На сцену он то и дело выбегал с саблей, доводя комические сцены спектакля до предела, а зрителей – до гомерического хохота.

Другим путём

Теперь о главных героях. Мария Шукшина роль Любови Байкаловой сыграла здорово, не копировала маму, расставила свои акценты. На сцене она появляется в кирзовых сапогах, платье и фуфайке. С хитрецой, с непростым характером, битая жизнью и мечтающая прислониться к доброму, сильному мужику, отдохнуть душой, обогреться. Таким Любе Байкаловой в исполнении Марии Шукшиной показался Егор Прокудин. Приросла она к нему за один день. И это искреннее переживание героини почувствовал зритель.

Андрею Мерзликину пришлось на сцене тяжелее всего. Попробуй переиграй Шукшина, любимого и почитаемого в народе. Он пошел другим путем. Надрыв души не выпячивал наружу, все на полутонах. Самая яркая сцена с его героем, когда Егор Прокудин поехал в город, чтобы устроить душе праздник. Его появление в халате старенького артиста и фраза официанта: «Народ для разврата собрался» – вызвали эмоциональный отклик в зале.

Спектакль длился три с половиной часа. Самым сильным был финал. Когда Егор умирает, звучит песня про калинушку, тихо, проникновенно, словно душу православную отпевают. Гробовая тишина в зале, женщины хлюпают носами. Потом громовые аплодисменты. Море цветов артистам и традиционная речь руководителя театра «Русская песня» Надежды Бабкиной. Она похожа на проповедь православного батюшки, который по душам разговаривает с паствой. Слова актрисы шли от сердца: и про жизнь, и про искусство, и про фальшь, которая льется изо всех утюгов, и про то, как душу сберечь.

Посмотреть все фотографии

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *