Накануне карантина в Барнауле завершился фестиваль самостоятельных работ актеров

Накануне карантина в Барнауле завершился фестиваль самостоятельных работ актеров
Фото Евгений НАЛИМОВ

Буквально накануне карантина в Барнауле завершился IV фестиваль самостоятельных работ актеров «Рождение замысла», организованный краевым отделением Союза театральных деятелей (СТД) России.

Драма, балет, триллер

В его афишу вошло семь спектаклей в разных жанрах, в которых известные артисты выступили в качестве режиссеров-постановщиков.

В феврале на сцене музыкального театра были показаны моноспектакль Юлии Ляминой «Юный Муслим» (в главной роли – солист театра Михаил Лямин) и «Любимые глаза» Насими Нариманова по творчеству азербайджанского эстрадного и оперного певца Рашида Бейбутова. Кроме того, впервые в истории этого фестиваля был поставлен балет «Дюймовочка», а также пластическое действо «Мария де Буэнос-Айрес». Еще два моноспектакля – «Я выхожу на сцену» Галины Зориной и «Монолог провинциальной актрисы» Руслана Гарибова с Любовью Хотиёвой в главной роли – сыграли в марте.

В последний день фестиваля на малой сцене Молодежного театра Алтая показали «Королеву красоты» – спектакль-эскиз в двух действиях режиссера и педагога Татьяны Тимофеевой по известной в России пьесе ирландского драматурга Мартина Макдонаха. Четверка артистов МТА разыграла в скромных декорациях остросюжетный бытовой комедийный триллер о противостоянии престарелой матери и немолодой дочери, воюющих за собственное счастье. Спектакль с убийством и еще одним покушением на убийство получился одновременно и смешным, и жутковатым, как и полагается у Макдонаха.

Актёрский пинг-понг

В некоторых российских театрах 70-летнюю обитательницу ирландского захолустья Мэг Фолан играли актеры-мужчины, которые для этой гротескной «старой ведьмы» не жалели красок. Ведущий мастер сцены МТА Любовь Хотиёва, напротив, сделала свою Мэг максимально человечной – да, отвратительной, жалкой, порой почти инфернальной, но моментами вдруг вызывающей сочувствие. Ну, или играющей на сочувствии.

Теоретически, просто в силу яркости написанного драматургом образа, она могла бы затмить остальных персонажей: выразительная комическая старуха, которая непрерывно канючит суп и кашку, тайком выливает ночной горшок в раковину и изощренно изводит одинокую сорокалетнюю дочь. Но в этом спектакле-эскизе у Хотиёвой с Юлией Юрьевой, играющей Морин, настоящий актерский тандем и психологический пинг-понг, в котором вторая актриса сражается с помощью отчаянного сарказма, временами переходящего в отчаянную ярость.

Неожиданно тонкой получилась и нескладная любовная линия между Морин и ее ровесником, простым ирландским работягой Пато, приехавшим из Лондона (Евгений Быков): сначала свидание, состоящее из неловких фраз и неловких пауз. Затем трогательное и откровенное письмо, которое Пато отправляет женщине и которое ловко перехватывает и уничтожает ее мать. Возможно, из-за приглушенности гротеска таким щемящим получился у режиссера финальный сюжетный твист с сумасшествием несчастной Морин.

Жюри фестиваля «Рождение замысла» присудило «Королеве красоты» награды за смелость творческого поиска (режиссеру Татьяне Тимофеевой), яркое воплощение замысла (актрисе Юлии Юрьевой) и яркий дебют фестиваля (Евгению Быкову).

Выйти на малую сцену

Лучшей постановкой признали спектакль Игоря Мусухранова «Мария де Буэнос-Айрес». Лучшей режиссерской работой – «Монолог провинциальной актрисы» Руслана Гарибова, а сыгравшей в этом моноспектакле Любови Хотиёвой досталась награда за лучшую женскую роль. Жюри определилось с одиннадцатью призами буквально в предкарантинный вечер, но торжественно вручить их уже не успело.

– Сложнее всего в этом году было собраться всем в одном месте: у актеров, участвующих в спектаклях-эскизах, потрясающая занятость в их театрах, – говорит зампредседателя краевого отделения Союза театральных деятелей России Ольга Казаковцева. – И Любовь Хотиёва, и Михаил Лямин, и Насими Нариманов – это как раз самые востребованные артисты в нашем городе. Вот парадокс: можно сидеть и страдать, что у тебя мало работы в театре, а можно выходить на малую сцену и выражать себя.

Стипендии

Как объясняет Казаковцева, артисты еще прошлой весной подали заявки в СТД России и получили стипендии на реализацию своих творческих замыслов. Причем, если некоторые региональные отделения союза присылают три – пять заявок, то от Алтайского края приходит по два десятка.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *