Неклассическая задача

Разорвать порочную цепочку «дайте нам выпускников, мы их переучим»: в ТПУ прошел форум технологического предпринимательства

Неклассическая задача

Согласно статистике, в России доля ВВП, связанная с предпринимательством, составляет всего около 20%, в то время как в развитых странах — более 50%. Однако в условиях цифровой экономики разговор о предпринимательстве неминуемо сводится к кадрам и ключевому вопросу: как соединить имеющиеся технологические компетенции и рынок? Реальная экономика нуждается в кадрах, которые будут не просто хорошими инженерами и исследователями, но смогут создавать на основе своих разработок успешные проекты и управлять ими в условиях рынка.

Технологическое предпринимательство как ключевой приоритет российских университетов на ближайшие годы обсудили в Томском политехническом университете. В середине ноября здесь прошел международный форум «Студенческое технологическое предпринимательство», в котором приняли участие более 150 экспертов из России, США и Европы.

 

Связать с реальностью

Классические университеты, традиционно выпускающие исследователей и инженеров, последние несколько лет всерьез решают проблему предпринимательского образования. «Те, кто работает в госкорпорациях, при непродуманных действиях рискуют карьерой, а предприниматели рискуют деньгами. Это принципиально все меняет, формирует «внебюджетное» мышление, когда нужно не взять деньги и разделить, а взять и умножить», — поясняет ректор Томского политехнического университета Петр Чубик. Он называет и ряд других причин, по которым ТПУ заинтересован в развитии предпринимательского образования: это и сокращение пути разработки от идеи до вывода ее на рынок, и ресурс, который помогает получить реальные заказы от предприятий, а также улучшение репутации вузов и способ удержать таланты.

Дискуссиям об успешных практиках обучения студентов предпринимательству было посвящено несколько мероприятий форума в ТПУ.

Так, в Томском политехе с 2009 года существует «Школа инженерного предпринимательства» и «Полигон предпринимательства», а также ежегодный конкурс бизнес-проектов среди студентов. «С прошлого года все наши студенты изучают две обязательных дисциплины по предпринимательству — «Предприимчивость» и «Инженерное предпринимательство», — рассказывает Петр Чубик. — Ребята прокачивают необходимые компетенции для ведения бизнеса, изучают инструменты, помогающие зарабатывать деньги на инженерной деятельности». Кроме того, в ТПУ реализуется масса образовательных программ, в частности, дополнительных и магистерских, которые связаны с технологическим предпринимательством, инновациями, цифровым маркетингом и управлением проектами.

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) в большей степени реализует концепцию предпринимательского вуза, создавая экосистему для стартапов и внутри университета, и с помощью привлечения внешних заказчиков. Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге в первую очередь работает над междисциплинарными проектами совместно с внешними партнерами.

Своими практиками создания университетских экосистем в ходе форума делились и представители ТУСУР, Университета Юты (США), Московского физико-технического института, Уральского федерального университета и других российских и зарубежных вузов, взявших курс на подготовку технологических предпринимателей.

 

Видеть возможности

«На мой взгляд, нет какой-то одной модели успеха, которая бы подошла для вуза, — говорит Екатерина Егошина, руководитель проектов в АО «Российская венчурная компания. — Существует достаточно проблемный вопрос: как измерять эффективность мероприятий, направленных на развитие предпринимательских навыков. Выпускникам часто хочется сначала набраться опыта, связей, поработав в корпорации, а потом уже что-то делать самому, и это правильное решение. Человеку нужно время, чтобы профинансировать свой уход с работы, он должен был чему-то научиться, вдохновиться, понять, какая у него мечта, и пойти делать».

По мнению экспертов, практики университетов по развитию предпринимательства имеют положительное влияние еще и потому, что, получая навыки предприимчивости, студент может рассматривать свое дело как один из путей развития: после вуза он может устроиться работать по найму, либо остаться в вузе заниматься реализацией научно-технологических проектов. Пока историй предпринимательских успехов в российских вузах немного, признают эксперты, но и сами университеты не скрывают, что находятся в начале на пути к предпринимательскому образованию.

Среди известных примеров технологических проектов, выросших из стен вуза, — компания «Микран», созданная на базе научно-исследовательской лаборатории ТУСУР, компания «ЭлеСи», с девяностых успешно работающая в плотной связке с разработчиками ТПУ и ТГУ.

Примеры есть, согласились эксперты форума, но пока их недостаточно, чтобы говорить о формировании критической массы технологических компаний, играющих существенную роль в формировании ВПП — именно такая задача сегодня стоит перед вузами в части реализации нацпроекта «Наука».

«Все зависит от региона и конкретного вуза. Мы можем сколько угодно рассказывать, что надо коллаборироваться с вузами, но если вуз в регионе один, вам это не подойдет, — поясняет Екатерина Егошина. — Мне кажется, что секрет успеха — в понимании специфики региона и адекватной оценке его потребностей. У каждого региона есть своя дорожная карта, у вуза — своя стратегия развития, но чаще всего никто это не стыкует и, по-моему, очень зря», — добавляет эксперт РВК.

 

Новая модель

Директор томской IT-компании «Рубиус» Сергей Дорофеев последние несколько лет пытается наладить взаимодействие с университетами. Бывший преподаватель вуза, став успешным предпринимателем, создает с высшими учебными заведениями совместные образовательные программы, проводит интенсивы, которые помогают студентам и молодым профессионалам погрузиться в область IT.

«В вузах мы организуем не просто какие-то лабораторные исследования, но и оформляем наше взаимодействие в продукт, который можно поставлять, продвигать, — делится опытом Сергей Дорофеев. — Также в этих лабораториях обучаем практикам программирования, потому что нам потом с ними работать. Создаем и чисто практические курсы: берем практиков из отрасли и делаем максимально короткий интенсив для тех, кто хотел бы себя попробовать в этой отрасли по таким специальностям, как управление качеством, менеджмент проектов, машинное обучение. Эти курсы пользуются колоссальным спросом, и самое классное, что потом эти люди действительно применяют эти навыки в своей работе, меняют свою профессиональную область».

Однако, по словам предпринимателя, попытки бизнеса взаимодействовать с университетами не всегда заканчиваются успехом. У вузов слишком мало мотивирующих факторов для сотрудничества с предпринимателями, считает бизнесмен. «Никаких материальных благ вузы не получают, — пояснил Дорофеев. — Сейчас наше взаимодействие с университетами — это скорее моя социальная ответственность как выпускника томского вуза и бывшего преподавателя».

По мнению представителя бизнеса, директора компании по производству ПО SibEDGE Александра Калинина, необходимо менять не только содержательную составляющую образования, но и его формат: невозможно вырастить предпринимателя, следуя старой образовательной модели. «Необходима полная вариативность вузовских курсов. Нельзя создать предпринимателя из студента, который ходит не на те лекции, которые ему интересны, а на те, которые ему навязаны. Необходимо стимулировать у студентов интерес и возможность выбора. Тогда эти люди и пойдут в бизнес, потому что сами того хотят. А для этого бизнес должен оказывать влияние на существующую модель образования», — уверен бизнесмен.

«Сегодня в ТПУ мы перестраиваем образовательный процесс так, чтобы дать студентам максимально широкий набор компетенций, который позволит им уверенно себя чувствовать в любых изменяющихся технологических и социальных условиях. Предпринимательство и предприимчивость — одно из направлений, обучение по которым сегодня доступно всем будущим инженерам и ученым», — говорит руководитель программы развития ТПУ, проректор по внешним связям Лилия Кирьянова.

Основная задача, поставленная в ходе подготовки форума — чтобы на одной площадке встретились представители трех разных категорий: бизнеса, образования и власти.

По словам директора департамента государственной политики в сфере высшего образования и молодежной политики Министерства науки и высшего образования Артемия Рожкова, Томск и Томский политех были выбраны для проведения подобного мероприятия неслучайно.

«Проведение такого форума на базе Томского политеха очень важно для нас потому, что именно в подобных дискуссиях, проходящих в стенах ведущих университетов, можно обменяться опытом, предложить лучшие практики, инновации, связанные с развитием технологического предпринимательства. Должен сказать, что университетское образование в Томске обеспечивает высокий уровень глобальной конкурентоспособности высшего образования», — отметил он.

По словам чиновника, государство активно поддерживает инициативы по развитию студенческого технологического предпринимательства в университетах, а прошедший в ТПУ форум поможет скомпоновать необходимый план мероприятий, «дорожную карту» по его развитию.

«Мы хотели получить ответы на вопросы от тех предприятий, куда уходят наши студенты: есть ли там заказ на предпринимательские кадры, есть ли там потребность в инженерах с предприимчивостью? — подытоживает Степан Хачин, руководитель школы инженерного предпринимательства ТПУ. — Мы услышали от бизнеса то, что хотели: что такие кадры нужны, и, самое главное — у бизнеса есть внутренняя потребность помогать вузам. Необходимо, чтобы разорвалась эта старинная цепочка, когда выпускникам говорят: а теперь забудьте все, чему вас учили. Мы услышали, что предприниматели готовы на более плотное проникновение бизнеса в образовательный процесс. Нам очень важно, чтобы была открытая система поддержки за пределами ТПУ».

Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА ТПУ

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *