Нина и ее рогатый: история троллейбуса, на котором 32 года возит новосибирцев веселая женщина-шофер admin, 6 апреля, 2019 04.04.2019Легендарный троллейбус работает так давно, что его оценили в 0 рублей — но все равно не списываютТем, кто любит поностальгировать по СССР, в Новосибирске далеко ходить не надо — по городу до сих пор колесят легендарные советские троллейбусы марки ЗиУ-9, выпущенные 30–40 лет назад. Достаточно выйти на Красный проспект и запрыгнуть в 5-ку или 13-й — и вот вы уже перенеслись во времена Советского Союза. Троллейбусы оказались более живучими, чем массовый автобус ЛиАЗ-677, о котором мы уже рассказывали. Ежедневно эти «электрокары» перевозят тысячи новосибирцев и сдаваться пока не собираются. Этот троллейбус с бортовым номером 1219 выпущен в 1987 году и уже проехал более миллиона километров. А водит его Нина Малышкина, которая за рулем с 1974 года. При рождении наш троллейбус был красненьким, но затем его перекрасили в зеленый в соответствии с программой унификации электротранспорта. Зеленый цвет — символ экологической чистоты. 32 года назад Нина Малышкина приняла этот троллейбус новеньким и с тех пор с ним не расстается. Машина, конечно, постарела, но пока серьезно не ломается, только техобслуживание и замена расходников. «Троллейбус мне чем нравится: это экологически чистый вид транспорта. Выходит на линию в любое время, зимой, в мороз, в жару. Ходит он с утра раннего, 5 часов, и до позднего вечера», — рассказывает Нина. И действительно, техника отдыхает всего 5 часов в сутки, с полуночи, а остальное время проводит на линии. Марка ЗиУ-9 — это самый массовый троллейбус в мире. В 70-х эта машина заполнила улицы советских городов и перевезла миллионы пассажиров. Конкретно этот аппарат имеет модификацию ЗиУ-682В. Троллейбус — это ведь, по сути, электрокар, только без батареи. Его устройство очень простое и надежное. Сердце машины — тяговый электродвигатель мощностью 110 кВт, запитываемый от сети 550 вольт. Весит он всего 700 килограмм при общей массе машины в 10 тонн (18 тонн с пассажирами). От мотора тяга передается через карданный вал к заднему редуктору с двумя шестернями и дифференциалом — вот, собственно, и все. Максимальная скорость троллейбуса по паспорту 90 км/ч, и все, кто на нем ездил, помнят, как бодро он берет разгон и оставляет за собой многие легковушки. Педали газа и тормоза у водителей троллейбусов называются по-особому: пусковая и тормозная педали. Если сильнее давить на пусковую, машина будет разгоняться энергичней. Тормозную педаль выжимают левой ногой. Крутить огромный руль помогает гидроусилитель. Управление троллейбусом в городе требует определенных навыков. Нужно учитывать, что длина машины целых 12 метров. Отклоняться от контактной линии можно не более чем на 4,5 метра вправо или влево. Присоединять токоприемники к проводам контактной сети — пожалуй, самое трудное физическое занятие при эксплуатации троллейбуса, особенно для женщин. В остальном сложностей нет — сами водители ничего не чинят, их обслуживает штат мастеров-ремонтников. Именно поэтому еще в советские годы повелось, что электротранспортом управляют в основном женщины, а автобусами — мужчины. В автобусе нужно переключать передачи, самому что-то чинить, менять колеса в случае чего. Ну и кроме всего прочего, автобусные двигатели внутреннего сгорания сильному полу ближе, ведь у мужчин в крови бензин, как известно. ЗиУ-9 берет на борт максимум 125 пассажиров. 30 из них могут сидеть, остальные стоят. Самые козырные места у окошечка кабины водителя, чтобы смотреть на дорогу… … и на задней площадке возле двери. Здесь получился такой закуток, защищенный со всех сторон поручнями. Обладатель этого места при сильной давке всегда ехал с комфортом. Почти все сиденья в салоне перешиты кожзамом, но спинки многих сохранились в оригинальном виде. Хозяйка троллейбуса хвалит сиденья за комфорт: «Удобно на них сидеть. Сейчас спинки какие-то пластмассовые, а на этих удобней зимой, они мягкие». Действительно, сиденья напоминают мягкую мебель и неплохо амортизируют на городских ямах. «У нас есть свои пассажиры, которые привыкают, потому что мы ездим по своему расписанию. Они нас ждут, узнают, здороваются. И студенты ездят, и все. Люблю свою работу и людей», — говорит Нина Малышкина. Сейчас балансовая стоимость этого троллейбуса — ноль рублей. Просто потому, что он давно отработал свой назначенный срок службы — 10 лет, или 600 тысяч километров. Но 32-летняя машина упорно ездит, в то время как её более младшие собратья начинают ломаться. Когда придет и его срок, троллейбус спишут. Снимут двигатель, редукторы, ступицы, еще какие-то детали. А кузов отправят на переплавку за небольшие деньги. В 1987 году эта модель стоила 36 тысяч рублей. Сейчас новые троллейбусы отечественного завода «Тролза» (бывший ЗиУ) стоят по 7 и более миллионов рублей. Кстати, чисто теоретически можно купить себе троллейбус в частные руки и арендовать маршрут и контактную сеть. Но это только теоретически. На сегодня в троллейбусном парке Новосибирска числится 258 машин, из них 215 постоянно на линии. Старичков из советского времени осталось совсем немного, порядка 15 штук. Еще несколько лет, и они окончательно уйдут. Ну а пока знаменитый троллейбус ЗиУ исправно возит новосибирцев, а любителям СССР позволяет прикоснуться к прошлому. Ранее мы рассказывали о судьбе массового советского автобуса ЛиАЗ-677 — в Новосибирске остался последний экземпляр, не пущенный под пресс. Что стало с этим последним ЛиАЗом и где они до сих пор на ходу — читайте в ближайшее время на НГС. Рубрика «Я паркуюсь как чудак»! Присылайте фото с неправильно припаркованными автомобилями на news@ngs.ru — давайте вместе избавим наш город от автохамов.Дмитрий КосенкоФото Ольги БурлаковойБолее половины новосибирцев рискуют, отказываясь от отпуска ...далееКого из новосибирцев затронет индексация пенсий и изменение в назначении единого пособия Глава СФР по Новосибирской области Александр Терепа сообщил о повышении пенсий с 1 апреля Управляющий отделением Социального фонда РФ по Новосибирской области Александр Терепа рассказал новосибирцам о том, какие изменения в сфере установления выплаты пенсий и пособий ожидают новосибирцев в 2024 году. — Весной традиционно отмечается День перемен. Ожидают ли перемены новосибирцев в сфере пенсионного и социального обеспечения? — С одной стороны сфера социального и пенсионного обеспечения весьма стабильна, с… ...далее22 новых объекта образования построят в Новосибирской области в ближайшие три года В настоящее время на стадии проектирования и строительства в регионе находится 22 объекта образования – школы и детские сады. Ожидается, что первые объекты сдадут уже в этом году, сообщил министр строительства региона Алексей Колмаков в ходе проверки стройплощадки школы в Дзержинском районе Новосибирска. ...далееЧистая прибыль ВТБ составила более 61 млрд рублей за первые два месяца 2024 года За первые два месяца текущего года группа ВТБ смогла заработать 61,3 млрд рублей, что соответствует возврату на капитал 17%, сообщает пресс-служба кредитной организации. Таким образом, по итогам первого квартала 2024 года, заработок может составить более 100 млрд рублей. ...далееОчень высокий темп: 22 новых объекта образования построят в Новосибирской области в ближайшие три года 20.03.2024 фото Валерий Фальков высоко оценил строящийся кампус НГУ ...далее Все новости Новосибирска