Новый виток «Серпантина». Сельскому ансамблю танца передали новый дом

Новый виток «Серпантина». Сельскому ансамблю танца передали новый дом
Фото Олег БОГДАНОВ

Эта осень – «сказочная» для Татьяны Никушиной, художественного руководителя ансамбля современного танца «Серпантин» Залесовского района. 33 года назад она, выпускница Омского колледжа культуры, набрала свою первую группу юных танцоров.

Выбор

Коллектив заслуженный, образцовый, многократный победитель краевых конкурсов – о регалиях «Серпантина» СМИ рассказывали не раз, повторяться не будем. Лучше поговорим о выборе дополнительного образования для загруженных школьников. Ведь порой мамы и папы готовы во все подряд секции и кружки записать свое дитя, лишь бы оно «не болталось без дела». За тридцать лет преподавания Татьяна Ивановна вывела для себя принцип разумной середины. Чтобы не распыляться, ребенок должен выбрать наиболее интересное для себя направление. От взрослых требуются понимание и поддержка в поисках этого «своего». 

Не всякий район может похвастать таким репетиционным залом. Хороший ремонт, пластиковые окна, безопасный пол. Хоть высокий прыжок в шпагате, хоть большой батман – без заноз и риска травмы. Хореограф с гордостью показывает нам помещение, долгое время пустовавшее. Район передал этот зал местной хореографии, когда стало ясно, что пропускной способности спортзала залесовской школы № 1, на базе которой занимается «Серпантин», уже не хватает на всех детей. Тут же подключились родители, помогли с ремонтом.

Никушина – из местных. Здесь родилась, выросла, окончила школу. Еще девчонкой, в начале 80-х, ловила по телевизору диковинные в ту пору сеансы аэробики, а потом повторяла движения у зеркала. Получалось не очень. Танцевального кружка в селе в ту пору не было, но душу девочки бередила хореография. Мечта сбылась лишь по счастливой случайности. Когда Таня училась в 10-м, в их школе проходили хореографическую практику студенты АГИК. Первые свои па она разучила именно с ними.

Отучившись в Омском колледже культуры, в свое село Татьяна вернулась в конце 80-х. Ей достался самый непростой, пожалуй, период «Серпантина».

Закалённые

В 90-х случилась история, запомнившаяся педагогу на всю жизнь. Как участник краевого конкурса, коллектив выступал на площадках Барнаула. Одной из них стал приемник-распределитель для детей, оставшихся без попечения родителей. Беспризорников свозили сюда с улиц и вокзалов, а потом отправляли по детским домам.

– Увиденное произвело на моих маленьких артистов столь удручающее впечатление, что плакали навзрыд и девочки, и парни, – вспоминает худрук. – Кое-как успокоили их перед выступлением. А когда вернулись вечером в гостиницу и стали укладываться спать, обнаружили, что пропал один из мальчиков. Мы обыскали окрестности, подняли на ноги персонал и милицию и только тогда обнаружили, что комната, в которой жил ребенок, закрыта изнутри. Дверь взломали. Он лежал, скукожившись, на кровати. Так страшно мне никогда прежде не было. Я подошла, потрогала лоб – теплый, слава богу. Оказалось, перебрав впечатлений дня, радостных и тягостных, наплакавшись, он так крепко уснул, что не слышал ни стуков в дверь, ни как взламывали замок.

Трудности выживания 90-х закалили «Серпантин». Оставшись без помощи местного совхоза с пошивом костюмов, танцоры выходили из положения как могли. Татьяна и уже взрослые ее воспитанники рассказывают, как со всего села собирали одинаковые футболки с лосинами для выступлений. Но потом эти заботы взяли на свои плечи мамы и папы.

– Без активных родителей коллектива не было бы. Они помогают во всем, от ремонта до финансирования поездок и пошива костюмов. Профессиональная швея Ирина Калинина, чьими руками они и создаются, тоже из наших мам. Дети вырастают – передают всё младшим. Благодаря такому подходу у «Серпантина» хорошая костюмерная база, – констатирует педагог.

Все – в зал!

Конечно, за 33 года изменилось многое. Сами танцоры прежде всего. Современный ребенок, привыкший к легкости получения информации из гаджетов, а еды – из холодильника, изумляется вдруг, когда узнает, сколько труда надо вложить, чтобы чего-то добиться в хореографии. Принимают здесь каждого, но выдерживают далеко не все. Как и в природе, в танцах действует естественный отбор. Многие уходят, не пройдя испытаний классикой хореографии, ежедневными жесткими тренажами. Остается примерно один из трех. Сейчас в трех разновозрастных группах «Серпантина» занимается 60 человек.

Идеальная осанка танцоров, безупречные хореографические элементы, яркие костюмы – вот что видит из зала зритель. Вряд ли он задумывается над тем, что за внешней красотой постановок скрывается железная воля худрука и юных артистов. Не все из них повторят карьеру Майи Плисецкой и Владимира Васильева, конечно, но каждый держится моделей поведения, принимаемых в детстве – и навсегда. Смена деятельности, во-первых: из-за парты они переходят в зал, работают над осанкой, растяжкой, укреплением мышц спины. Пищевое поведение, во вторых. Речь не о диетах – о правильном питании. Каши по утрам, супы на обед, необременительный ужин. Год-два такой жизни – и чипсы с колой перестают существовать для танцоров как главные виновники висячих животиков и «попиных ушей».

– Сама удивляюсь иногда тому, что склонные к полноте девочки ведут себя разумнее зрелых женщин. Они приходят в коллектив – и меняются на глазах. Эти перемены замечают многие, танцоры «Серпантина» вообще выгодно выделяются среди других детей. Я согласна с родителями, умственные занятия, особенно по базовым для будущей специальности предметам, – это главное. Но сейчас у каждого второго ребенка сколиоз, исправлять его необходимо, для хорошей работы мозга прежде всего. А для правильной осанки ничего не придумано лучше занятий танцами. По моим наблюдениям, более успешно учатся ребята, совмещающие их с учебой, – делает однозначный вывод собеседница.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *