О залесовских художниках Вячеславе Белянине и Николае Позднякове

О залесовских художниках Вячеславе Белянине и Николае Позднякове
Фото Олег БОГДАНОВ

Работы залесовских художников Вячеслава Белянина и Николая Позднякова можно встретить в частных коллекциях, музейных фондах, экспозициях, приуроченных к Дню села или любому другому сельскому празднику. Есть в них свет, радость, живет душа автора. Попросите – подарят понравившееся полотно. Потому что «некоммерческие мы художники» – так говорят они о себе.

«Если спросите, у кого есть мои работы, я и не отвечу, потому что не знаю. Когда даришь людям от чистого сердца, зачем запоминать?» – наше знакомство в музее Залесовского района началось именно с этой фразы, в ней – весь Поздняков. Майор МВД на пенсии, он много лет служил начальником криминальной милиции. Сколько себя помнит, увлекался живописью, рисованием, чеканкой, резьбой по дереву, работая с любимым кедром. И всю жизнь рвался душой между службой и мастерской художника. Пенсионер вышел из него не типичный. Вместо того чтобы сидеть на диване перед телевизором и правительство ругать – ездит по краю с фотоаппаратом, старается не пропускать значимых творческих площадок края.

– С 1996 года я на пенсии, с этого времени пишу постоянно. Раньше просто времени не было. Пока служил, параллельно еще и дом строил с художественной мастерской. Раньше все думал, чем буду заполнять пустоту, когда выйду в отставку. Но как раз сейчас у меня минутки свободной нет. Не замечаю, как день пролетает за работой. Фантастика просто, иногда сам себя спрашиваю, зачем мне это нужно. Нет ответа, – улыбается Поздняков.

Вячеслав Белянин – такой же художник-любитель на пенсии. Было ему пятнадцать, когда состоялась первая персональная выставка в… детской комнате милиции. При ней работал Центр детского творчества. Мастер жил в Заринске, преподавал рисование, вел необычные уроки спецлепки у будущих кондитеров в заринском профучилище – учил их делать розочки с завитушками, те самые, что делают торт тортом. Изначально каждый человек рождается талантливым, а рисовать можно не только кистью и краской. У него, например, получается даже… чаем.

– Я варяг, в 1992 году мы с женой приехали в Залесово, где жили ее родители. Дом поставили, ребятишек подняли. А потом я понял, что быт заел, – рассказывает о себе Вячеслав Юрьевич. – Работаю только для души, когда надо, помогаю в музее и библиотеке с оформлением выставок, хотя хлопотное это дело. В последнее время тяготею к прикладному творчеству и даже нашел нишу, которая может «подкормить», – изготовление мебели. Но по-прежнему нет у меня двух одинаковых табуреток – если, конечно, это не комплект. Повторяться не люблю. Каждый раз, когда остаются обрезки древесины, любуюсь красотой среза и думаю, что же можно сделать из этого куска…

Так же как и Поздняков, Вячеслав Юрьевич попробовал себя на самых разных направлениях, от живописи до рисунков тушью. Не миновал и лепнины, невероятно модной пару десятилетий назад. Однажды другу на день рождения принес гипсовую маску, отлитую с деревянной формы. Тому не понравился подарок, даже его эксклюзивность дела не поправила.

«Он мне тогда сказал: «Вот помрешь, тогда и вспомнят твое имя». А я жить собираюсь долго, стало быть, не скоро меня известность настигнет», – со смехом рассказывает о том эпизоде Вячеслав Юрьевич.

В доме художника бережно хранится самая статусная, пожалуй, его награда – медаль лауреата Всесоюзной выставки самодеятельного художественного творчества, которая проходила в Москве в 1985 году в честь сорокалетия Победы… Белянин отобрал для нее лучшие свои акварели, но одна так и не вернулась из столицы на Алтай.

Любимое его место в доме, конечно же, мастерская. Если там полная иллюминация, родные знают, что лучше главу семьи не трогать. Кураж – вещь великая, но и пугливая. Только в таком состоянии способна воспарить душа человеческая, по мнению Вячеслава Белянина: «Творить надо только в одном случае. Когда чувствуешь, что не можешь этого не делать. Если не нарисую – помру».

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *