«Обской тракт». В Алтайском крае возрождают грузоперевозки по Оби

«Обской тракт». В Алтайском крае возрождают грузоперевозки по Оби

436 тыс. тонн щебня и песка перевезли по Оби баржами с карьеров Шульгинки (Советский район) и Малетино (Каменский район) в прошлом году и уже 334 тыс. тонн в 2019-м. Много это или мало? Если перевести в 25-тонные грузовики, то порядка 30 тыс. тяжелых машин не разбивали алтайские трассы.

Но еще четыре года назад все было совсем не так – работы на реке практически замерли. О том, как по алтайским водным артериям снова начинали возить грузы, журналистам краевых и федеральных СМИ рассказали в экспедиции «ОБЬятия Алтая» на примере работы Бийского гравийно-песчаного карьера, что как раз располагается в Шульгинке на берегу Катуни.

Река на работе

Такую Катунь мало кто из нас видел. Это не туристическая праздная Катунь, не та, у которой красуются турбазы и по которой раздаются крики спортсменов-водников «Табань!». Это река на тяжелой работе.

Из нее драга достает песок и гравий, а потом ленточные конвейеры, которых тут направлено в разные стороны не один километр, тащат добытое на дробильную фабрику и оттуда на загрузку к баржам или на тот берег по понтонам для перевозки в Бийск и дальше на Чуйский тракт.

Когда вода высокая, теплоход толкает сразу две баржи, каждая по тысяче тонн груза, но к середине лета Катунь мелеет – везут по одной, да и на них, чтобы уменьшить осадку, нагружают уже по 740 тонн. А к осени начинают возить по Оби из Камня. Но и 740 – это сразу 30 большегрузов! Выгодное дело – река.

Днем 8 августа в Шульгинке грузили щебнем сразу две баржи. До места против течения они шли из Барнаула больше суток. Особенно труден небольшой участок в устье Катуни – течение очень быстрое, река петляет, в ней сложный фарватер. Не каждый капитан сможет провезти груз по такому пути. Наши возят. Обратно дойдут за 18 часов.

«Обской тракт». В Алтайском крае возрождают грузоперевозки по Оби

Раритетная драга

Предприятие в Шульгинке – единственное в России, где на карьере гравий, из которого потом получают щебень, добывают с помощью драги. Здесь не взрывают породу, а вычерпывают камни из воды. Карьер залит водой, его от берега реки отделяет небольшая перемычка грунта.

Все, что тут выкопано, сделала эта неповоротливая, огромная, размером с девятиэтажный дом машина на понтонах. Она выкапывает из-под себя нанесенные рекой за тысячи лет камни и метр за метром продвигается дальше от берега реки. Пророет еще – придется удлинять ленточные конвейеры, которые производят тут же на предприятии.

Рядом несколько уже отработанных старых карьеров, залитых катунской водой. Ведь предприятие добывает гравий с конца 70-х годов прошлого века. С тех пор, с 78-го, тут работает и драга. Ее изготовили в Иркутской области, родные сестры этого исполина добывают золото по России, а эта – единственная, что достает камни. Несмотря на столь почтенный возраст, драга, прошедшая все нужные ремонты, в строю и может проработать еще много лет при должном уходе.

На одном из старых карьеров предприятие обустроило отличный пляж, на который приезжают не только из соседних сел, но и из Бийска.

– Вода в карьерах чистая, она просачивается из Катуни сквозь породу, то есть фильтруется. А так как на нашем пляже нет течения, то вода здесь прогревается как в озере. Поэтому люди и любят у нас отдыхать, – говорит Алексей Андронов, гендиректор предприятия.

«Обской тракт». В Алтайском крае возрождают грузоперевозки по Оби

Водные путейцы

На речном толкаче РТ-326 отходим от Шульгинки, тяжелая баржа выписывает виражи по сложному фарватеру. К нам причаливает желтый путейский кораблик «Снегирь» Барнаульского района водных путей и судоходства (филиал администрации Обского бассейна внутренних водных путей). Пересаживаемся на него и идем вниз по Катуни за баржей к слиянию с Бией – началу Оби.

Путейцы следят за обстановкой на реке – судоходный фарватер часто меняется, надо проставить «дорожные знаки» – белые пирамидки на берегу, указывающие направление, и передвинуть где надо белые и красные бакены. Баржи ходят и днем, и ночью, им нужно ориентироваться на этом постоянно меняющемся «тракте», чтобы не сесть на мель.

«Снегирь» подвозит нас к земснаряду «Обская-103», который углубляет дно в устье Катуни. Это уникальная для нашего бассейна машина – она не высасывает со дна грунт, как это делают привычные для Оби земснаряды, а черпает его огромными ковшами. Дно у Катуни с камнями, могут попасться большие валуны, нужен именно такой агрегат.

Произведенный еще в Чехословакии земснаряд чуть было не пустили на металлолом. Когда в середине этого десятилетия остановились работы путейцев, практически перестали работать на углублении дна и земснаряды. «Обскую-103» угнали в Томскую область и готовили сдать в утиль.

Теперь работа по дноуглублению кипит, дальше по Оби высасывают грунт земснаряд «Обский-305» и другие подобные машины. Они работают по навигации от спутников. Изыскательская партия проверяет дно с помощью эхолотов и других приборов, наносит в специальной программе метки, где нужно заняться углублением, туда и буксируют земснаряд по координатам ГЛОНАССа.

Спасение отрасли

– Раньше на реке работа кипела, шли пассажирские теплоходы, возили груз – не только инертные материалы, но и зерно. А в 2000-х все стало замирать, и к 2015 году работа по грузоперевозкам практически встала. Баржами в тот год с двух карьеров – Шульгинского и Малетинского – перевезли только 77 тыс. тонн, – рассказывает Алексей Андронов.

Осенью 2014 года президент страны Владимир Путин поручил подготовить предложение о переносе тяжелых и крупногабаритных перевозок с автомобильных дорог на водные пути. В Алтайском крае подготовили свое, уникальное для России трехстороннее соглашение о сотрудничестве в этой отрасли, в которое вошли администрация Обского бассейна, краевое правительство и частный капитал – грузоперевозчики и грузоотправители.

– Динамика грузоперевозок по реке падала год от года. В 2014 году у нас всего перевезли 400 тысяч тонн, прекратились все виды путевых работ, река не финансировалась на протяжении 15 лет, – рассказывает Дмитрий Коровин, замминистра Минтранса Алтайского края.

Но с 2015 года, когда заработало это соглашение, край поэтапно добился более чем двукратного увеличения загрузки. В 2018-м уже перевезли 920 тыс. тонн. Постепенно выросла номенклатура перевозимого груза, к инертным материалам (песок и щебень) добавились лес, который также начали сплавлять на баржах, и другие товары.

Тонна, перевезенная речным транспортом, в 3,5 раза дешевле, чем автотранспортом, и даже выигрывает у железных дорог, говорит замминистра. Здесь еще есть так называемый эффект «Платона», когда большим грузовикам нужно платить существенные деньги за километраж. На водные пути эта система не распространяется.

– Это дает возможность летом в пик турсезона убрать с дорог большое количество грузовиков. Мы разгружаем не только Чуйский тракт, но и многие внутренние дороги, – пояснил Дмитрий Коровин. – У нас полностью восстановилась разгрузка на берегах в Усть-Пристани, Калманском районе, Шелаболихе. А это значит, что нет необходимости возить объездными путями. Суммарно за счет речного транспорта разгрузили 775 км различных дорог. А ведь затраты на содержание водного пути в 15 – 20 раз ниже, если сравнивать с затратами на содержание автодорог.

«Обской тракт». В Алтайском крае возрождают грузоперевозки по Оби

Рабочие места

Это соглашение спасло отрасль, считает директор Бийского речного порта Виктор Франк, чьи баржи в том числе перевозят груз из Шульгинки. Раз появилось больше работы, владельцы теплоходов и барж занялись ремонтом своей техники, у речников существенно выросли зарплаты, которые до 2015-го в среднем по отрасли были одними из самых низких в крае.

Портовое хозяйство тоже получило эффект от этого соглашения – в Барнауле восстановлен Восточный порт, заработали краны, переваливаются грузы.

Также были, по сути, сохранены рабочие места на барнаульском техучастке Обского бассейна внутренних водных путей, где до подписания соглашения фактически остановилось финансирование и более 200 человек могли лишиться работы.

И кроме эффекта в дорожной отрасли появилась и выгода для строительной, которая начала получать большой объем инертных материалов с меньшими издержками.

*   *   *

Трехстороннее соглашение в цифрах

  • 184,8 млн рублей пошло на финансирование совместных работ по соглашению в 2015 – 2018 годах (деньги выделялись из федерального, краевого и внебюджетных источников).
  • Это позволило увеличить гарантированные глубины судового хода на участках рек от Барнаула до Бийского гравийно-песчаного карьера до 120 суток и от Камня-на-Оби до Барнаула до 159 суток.
  • 3,1 млн тонн грузов перевезли уже за время действия соглашения. Это эквивалентно 120 тыс. рейсов тяжеловесного автотранспорта.
  • 70 млн рублей будет направлено в рамках нового соглашения только в 2019 году.

*   *   *

Сколько на Оби кораблей

В Алтайском крае в навигацию задействовано около 45 различных единиц флота для перевозки грузов и пассажиров:

  • 16 грузовых толкачей,
  • 21 баржа,
  • 8 пассажирских судов.

А для обеспечения безопасности судоходства (траление, установка знаков, дноуглубление, изыскания) используется 24 единицы технического флота, в том числе четыре земснаряда.

Алексей Борисов (фото автора)

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *