Панты короля. Что можно прочитать в мудрых глазах маралов

Панты короля. Что можно прочитать в мудрых глазах маралов

Аба, Машенка, Покровка, Сентелек – крайние южные точки самого большого по территории Чарышского района. Именно сюда каждый год стремятся попасть… корейцы. Их интересуют не газ, не нефть, не редкоземельные металлы Сибири и даже не живописные скалы над бурным Чарышом. Их заветная цель – панты короля Алтайских гор – марала. В хозяйстве «Новоталицкое» их более четырех тысяч.

Чем восхищаются корейцы

Сентелек – командный пункт хозяйства, подчиняющегося Министерству науки РФ. Исполняющий обязанности директора доктор сельскохозяйственных наук Сергей Огнев и специалисты «Новоталицкого», бригадиры, как глава династии мараловодов Сергей Гужов, и даже простые животноводы, водители и трактористы, естественно, знают о маралах все.

Панты короля. Что можно прочитать в мудрых глазах маралов

– Это настоящие спортсмены-рекордсмены в дикой природе. Мы их зовем Брумелями (советский прыгун в высоту. – Ред.). Могут с места перепрыгнуть изгородь в два с половиной метра, – говорит Огнев.

Весной у самцов вся энергия идет на рост рогов. За сутки отростки могут увеличиваться на два – два с половиной сантиметра. Вот эту энергию и стремятся использовать в восточной медицине. Больше всего в этом преуспели корейцы. Видимо, поэтому их телевизоры, холодильники, машины, гигантские морские контейнеровозы с легкостью и завоевали все континенты. Полученные от мировой торговли деньги они расчетливо тратят, в том числе и в «Новоталицком».

Очень скрупулезно изучают консервированные панты. Делают срезы, смотрят на рисунок и цвет. Ломают. Стараются найти хоть какой-то изъян, чтобы меньше заплатить.

– Но в Покровке, у Гужова, мастер по варке пантов от бога. Там самые качественные, – говорит наш гид по самым удаленным точкам хозяйства Алексей Кашперов.

Добавим, что алтайские консервированные панты признаны международными экспертами эталонными.

Щедрость природы

Пример Алтайских гор заразителен: маральники стали появляться в таких уголках планеты, где раньше маралов и в глаза не видели.

– Даже в Тульской области решили построить ферму на несколько тысяч голов. Готовы до 300 маралов в год покупать, – рассказывают в «Новоталицком». Добавляют: – Для нас это тоже очень выгодно.

Зашел разговор и о рекордах. В прошлом году это было 15 килограммов. А в этом тот же самец дал всего 11.

– Весна была холодная, поэтому рога медленно и росли, – говорят в «Новоталицком».

Панты короля. Что можно прочитать в мудрых глазах маралов

Вообще, в мире главный продукт мараловодства научились выращивать как морковку. В ход идут комбикорма, премиксы. В Республике Алтай, к примеру,  добились результата 25 кг.

50 лет хозяйство знаменитого мараловода Попова в Горном Алтае создавало маточное поголовье с улучшенными характеристиками. В «Новоталицком» намерены решить эту задачу лет за 7 – 10. Для этого впервые в России в Покровке будут искусственно осеменять специально отобранных самок. Эксперимент начнется в сентябре.

Летние хлопоты

А в эти дни идет массовая заготовка рогов. За десятки лет технологии нисколько не изменились. Разве что вместо ножовок с «мышиным» зубом кое-где появились электролобзики. Но в отделении в Абе, куда попали корреспонденты «Алтайской правды», электричества нет. Так что нас ждал классический вариант.

Панты короля. Что можно прочитать в мудрых глазах маралов

Не было и шести утра. Мы поторопились к маральнику. Знали: работа здесь начинается очень рано. И то, что можно увидеть сегодня, завтра уже не увидим. Панты режут не каждый день.

Обычные железные ворота, скрипнув, отгородили нас от всех символов научно-технического прогресса, при отсутствии которых мы начинаем чувствовать себя робинзонами.

В принципе, марал – животное не агрессивное, тем более в период созревания пантов, когда рога еще не окостенели и представляют собой густо пропитанную кровеносными сосудами костную ткань, еще мягкую, покрытую нежной и красивой шерсткой. Тем не менее, чуя неладное, не находя выхода из коридора, рогачи по очереди, а то и разом встают на дыбки, пытаясь пробить себе путь на волю. Но тщетно.

Все на местах, и им сейчас не до нас. У каждого из бригады – своя операция, определенная многолетней практикой отцов и дедов.

Технологии дедов

Мараловодческая ферма не имеет ничего общего с другими животноводческими фермами, так как для марала надо максимум свободы. Она состоит из нескольких парков, в которых раздельно пасутся рогачи (взрослые животные), маралухи, телята (отнятые у маток маралята до года) и сайки (молодежь до двух лет, не дававшая еще пантов).

Наконец от стада всадники отбивают несколько животных. Им путь один – в самый конец длинного коридора. Система простых дверей, закрывающихся за маралами, – и вот один из них уже висит в узком станке.

На «операцию» уходят считаные секунды. Теперь путь свежеспиленных рогов будет мериться минутами варки в больших котлах, долгой сушкой в специальных, напоминающих то сауны, то прохладные веранды камерах. 

Мы долго наблюдали за маралами. Больше всего поражают их глаза, заставляющие сомневаться в нашей привилегии на чувства и разум. Олень – животное, которое ни в одном мировом фольклоре не играет роли враждебного человеку существа. Это, может быть, самое универсальное животное, сосуществующее рядом с человеком.

Длинный-длинный рабочий день мараловодов клонился к концу. Треснувший под ногой сучок напомнил лесным эхом голос одного из них: «Знать бы, что есть такая красота и такой труд на земле, на несколько лет раньше! Этим краям и маралам и жизни не жалко!»

Фото автора

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *