Писательница Тамара Черемнова: Самое трудное в доме инвалидов – остаться личностью

Писательница Тамара Черемнова: Самое трудное в доме инвалидов – остаться личностью
Фото Олег БОГДАНОВ

Писательница Тамара Черемнова из тех, кого называют людьми с ограниченными возможностями здоровья. Тяжелая форма ДЦП определила ее судьбу. С детства родительский кров заменяли ей дома инвалидов Кемеровской области, но с лета она живет в Алейске, ее официальным опекуном стала алейчанка Наталья Василенко.

Кандалы

Родилась Тамара в 1955 году в Новокузнецке. Шестилетней родители отдали ее в специализированный детский дом для детей с физическими и умственными отклонениями. Так поступали в стране, строившей коммунизм: «уродинки» были не в строчку, их прятали надежно за высокие заборы. О Стивене Хокинге в СССР и слыхом не слыхивали.

Одиночества и предательства в ее жизни хоть отбавляй, поэтому сейчас больше всего на свете Тамара Александровна ценит общение. Недавно в Алейске побывала съемочная группа телекомпании ВВС, снимала про Черемнову фильм из цикла «Сто женщин мира», премьера – в ноябре. После переезда из Кузбасса навестил писательницу «Социальный десант», специалисты соцзащиты рассказали, какие документы надо собрать на положенные выплаты. В соцсетях у Тамары тысяча подписчиков, в авторском списке – девять изданных книг, умных и добрых детских сказок, и главная – «Трава, пробившая асфальт», автобиографическая. Откровение, написанное двумя пальцами скованных болезнью рук.

Название – точнее не придумаешь. Автор свидетельствует, как легко списать со счетов человека, попавшего в дом инвалидов. О диагнозах, которые ставятся, – как приговоры выносятся. Индивидуальный подход? Нет, не слышали. Если ДЦП, значит, должна быть и олигофрения. Априори, по мановению врачебного пера. По-другому не будет, даже если это умный, любознательный ребенок. Маленькой, изувеченной церебральным параличом травинке не по силам скинуть с себя эти кандалы. Но она смогла, пробила непробиваемое, чтобы мы прочли и заметили людей-невидимок, чья жизнь проходит за парадными вывесками спецучреждений. Безо всякой рекламы и раскрутки «Трава, пробившая асфальт» стала бестселлером. Чудо случается с каждой новой книгой этого автора – находятся издатели, художники-иллюстраторы. Так, почитав ее книги, в Новокузнецкий дом инвалидов в гости к Тамаре Черемновой прилетела известная в России общественница, публицист и драматург Мария Арбатова, порекомендовала Тамаре вступить в Союз писателей России. «Я упиралась сначала, куда, говорю, мне такой – и в писатели! А она смеется,  туда, мол, не за красивые глаза принимают», – вспоминает собеседница. Арбатова помогает своей подопечной не только книги издавать – некорректный диагноз «олигофрения» сняли с ее помощью.

Остаться человеком

– Самое трудное в доме инвалидов – остаться личностью, каждый день преодолевать унижения и ощущение собственной ненужности. Я всю жизнь занималась самообразованием, перечитала всю доступную мне литературу, но даже врачам не смогла объяснить, что олигофрения – не мой диагноз. Все шло по накатанной. Поставили в одном учреждении – переписали в другом. Человеком себя почувствовала, когда вышла в свет моя первая книга, – делится наболевшим Тамара.

Каково это, когда сам ни умыться не можешь, ни одеться, ни чаю себе налить? За десятилетия пребывания в домах инвалидов у Тамары много помощников перебывало, и одноразовых, и постоянных, – одна из них была рядом с нашей героиней 21 год, обихаживала ее, помогала записывать сюжеты, пока не умерла.

– Это так тяжко было. Я снова осталась одна, уже после выхода «Травы…». Сидела у окна и думала, как жить дальше. Мне некуда было идти из дома инвалидов. Вспомнила про Лиду, подругу по детскому дому, она ухаживала за мной. Решила ее разыскать, попросить взять меня к себе. Помог известный кемеровский поэт Вячеслав Лопушной, автор песен для Валентины Толкуновой. Он нашел Лиду быстро, за три дня. Но выяснилось, что она сама после инсульта нуж­дается в помощи. У меня руки опустились. От отчаяния дала в Интернете объявление о том, что ищу приемную семью. Несколько женщин обещали подумать, а потом уходили в сторону. И тут Наташа Василенко как ангел-спаситель. Я не сразу поверила, когда она сообщила, что готова оформить опекунство надо мной.

Мы обещали себе, что не заставим плакать нашу новую знакомую, но не получилось. Разбередили-таки настрадавшееся сердце. Слезы текут градом, и нам не сразу удается ее успокоить.

«Это не Он»

О писательнице, которая живет в доме инвалидов, алейчанка Наталья Василенко прочла в Сети. Нашла ее в «Фейсбуке», спросила у автора, как можно выписать «Траву, пробившую асфальт», узнала, что та ищет приемную семью.

– Мы читали книгу всей семьей. Я после нее ни есть, ни спать не могла. Предложила мужу оформить опеку над Тамарой, забрать ее к себе из дома инвалидов. Он сначала был против. Мы с ней всю зиму переписывались, созванивались. В долгих диалогах не она мне – я ей на жизнь плакалась. Почему-то хотелось именно этому человеку рассказать, как устаю иногда. И она поддерживала, давала советы. Как-то незаметно и муж «дозрел». У нас пятеро детей, теперь появился шестой ребенок, послушный и талантливый.

В мае 2018 года многодетная семья Натальи Василенко взяла Тамару Александровну под опеку. Решение непростое, ведь и свои ребятишки – спортсмены и чемпионы – требуют внимания с утра до вечера. Пока муж на работе, Наталья «на развозе», у нее солидный водительский стаж. Одного в школу, другого в спортивную секцию, третьего домой забрать – в день несколько рейсов. И еще пожилая мама, пятеро внуков да ватага кошек и собак.

Тамара Александровна призналась: в этой семье она чувствует себя своей. В доме Василенко для Тамары выделили удобную комнату. И распорядок дня адаптировали к расписанию занятий детей так, чтобы всем удобно было. Утром – водные процедуры, завтрак, небольшой отдых. В полдень Тамара садится за ноутбук. Она хорошо передвигается на своей коляске, но есть проблема – узкий дверной проем, в него едва втискиваются колеса, без помощи Натальи ей сложно покинуть свою комнату. Василенко будут рады, если найдутся мастера-волонтеры, которые помогут создать настоящую безбарьерную среду для Тамары.

Как полагается на творческих встречах, писательница рассказала, над чем сейчас работает: «Это полуфантастическая история девушки, душа которой попадает в тело парализованной женщины и проходит весь круг испытаний. Книга о милосердии, но она у меня пока не получается. Потеряла я красную ниточку…»

– Тамара, вы верите в Бога?

– Знаю точно, он есть. Но то, что творится на Земле, поступки людей, которые мне не нравятся, – это не Он. Это кто-то другой…

Справка
Тамара Черемнова – член Союза писателей РФ и Международной гильдии писателей, лауреат Международного литературного фестиваля «Русский стиль» в Германии. Награждена медалью губернатора Кемеровской области «За веру и добро». Издано девять ее книг, в том числе «Трава, пробившая асфальт». На Алтае живет с мая 2018 года.

*   *   *

Мысли Тамары Черемновой

О мужестве…

«Я прочла книгу Владимира Ворошилова «Солнце продолжает светить» – о шахтере Сергее Томилове. Он ослеп после аварии в шахте, но нашел в себе силы жить, адаптировался к незрячей жизни, стал директором общества слепых, обрел семью. Но это было «не про моё». Про случаи, подобные моему (ДЦП), книг еще не писали. Они появятся потом, например «И невозможное возможно» Валерия Завьялова, изданная в 1977 году, и «Белое на черном» Рубена Гальего (2003 год), которая обрела широкую известность и была инсценирована. В мое время героическим примером был Николай Островский, ослепший и обездвиженный человек, продолжавший писать книги».

…милосердии

«Рыдая перед женщиной, которую звала с рождения самым лучшим в мире словом «мама», я в очередной раз поняла, насколько всех устраивает, что меня упрятали за высоченный забор, да так надежно, что правды обо мне никто никогда не узнает… Мать твердо дала понять, что ее нынешний дом – это ее дом, где обитает ее семья. И мне в нем не место. А мой дом – психоневрологический интернат, пожизненно».

…бессоннице

«Хорошо, что есть ночи! Время, когда люди спят, а ты остаешься одна, сама с собой, и, не боясь никого, можешь отвести отяжелевшую слезами душу, не пряча своей слабости. Сколько еще всего, глубоко запрятанного в сердце и в голове, можно сделать ночью!»

…предназначении

«Не только мне – каждому человеку дается своя миссия. И за ее выполнение человек отвечает только перед Богом. Ни один человек не имеет права убивать себе подобного ни морально, ни физически. И точно так же не имеет права убивать себя самого».

…благодарности

«Цените, люди, что сами можете зачерпнуть ложкой из тарелки и поднести ее ко рту! Что вы самостоятельно пьете из чашки! А уж если ваши руки в состоянии орудовать вилкой, ножом и прочими приборами, вы просто счастливый человек».

Фото с сайта changeonelife.ru

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *