Почему Ford уходит с легковыми моделями из России, что делать дилерам и клиентам?

Почему Ford уходит с легковыми моделями из России, что делать дилерам и клиентам?Ford пошёл по пути GM и частично свернул бизнес в России. Фото из архива “Форд-Омск”

27 марта американский концерн Ford и его российский партнер — компания Sollers – сделали официальное заявление, согласно которому марка покидает отечественный рынок легковых автомобилей и сконцентрирует усилия на бизнесе в сегменте легкого коммерческого транспорта. Будут закрыты действующие заводы во Всеволожске и Набережных Челнах, а также моторное производство в Елабуге. Насколько был ожидаем такой исход, что будут делать сибирские дилеры, и чем сложившаяся ситуация чревата для клиентов Ford – в материале «Континента Сибирь».

Уйти с убыточных рынков

Официального заявления от компании Ford в российских деловых кругах ждали уже как минимум полгода. То, что американский концерн вместе со своим российским партнером имеет явно избыточные производственные мощности с учетом текущей ситуации на рынке (3 завода по производству автомобилей), констатировалось аналитиками еще в начале года. Однако до последнего момента не было понятно, как выйдет из сложившейся ситуации Ford. Несмотря на активные обсуждения в автомобильных кругах, Ford держал паузу, не ставя в известность даже своих дилеров, многие из которых уже самостоятельно готовились к различным сценариям развития ситуации. После того, как о решении Ford в интервью «Ъ» упомянул вице-премьер РФ Дмитрий Козак, умалчивать вопрос было уже странно, и дистрибьютор марки выпустил долгожданное официальное обращение.

Согласно содержанию официального обращения, Ford покидает рынок легковых автомобилей и сконцентрирует усилия на бизнесе в сегменте легкого коммерческого транспорта. Также будут закрыты действующие заводы компании во Всеволожске и Елабуге. Такого сценарий  эксперты посчитали одним из наиболее пессимистичных, но в то же время закономерным.

Почему Ford уходит с легковыми моделями из России, что делать дилерам и клиентам?Поставки легковых моделей Ford прекратятся к середине года.
Фото: официальный instagram-аккаунт «Форд Центр Иркутск»

Как отмечается в обращении для СМИ, целью произошедших изменений является «необходимость возврата к прибыльности компании в краткосрочной перспективе и повышение эффективности инвестиций в условиях сложной ситуации на рынке».  «Новая структура Ford Sollers отражает наше намерение принимать сложные решения и покидать убыточные сегменты, такие как рынок легковых автомобилей в России», — отметил исполнительный вице-президент и президент европейского, ближневосточного и африканского регионов Ford Стивен Армстронг. 

Реструктуризация бизнеса предполагает завершение производства легковых автомобилей к концу июня 2019 года с последовательным закрытием двух автомобильных заводов Ford Sollers в Набережных Челнах и Всеволожске, а также завода двигателей в Елабуге.

Что останется и почему?

Теперь Ford сосредоточится в России на продаже коммерческого автотранспорта. Речь, прежде всего, идет о модели Transit. В компании отмечают, что все основные ресурсы и компетенции дистрибьютора будут направлены на развитие модельного ряда на базе Ford Transit, включая программу локализации, снижения себестоимости и стоимости эксплуатации автомобиля с учетом климатических и дорожных условий в России. Об этом говорится в обращении Ford к дилерам.

Решение компании оставить на рынке Transit выглядит достаточно обоснованным – на сегодня именно эта модель является одним из лидеров на рынке легкого коммерческого автотранспорта (LCV) в России и исторически имеет достаточно сильные позиции в стране.

Почему Ford уходит с легковыми моделями из России, что делать дилерам и клиентам?Фото: instagram-аккаунт Ford в России

По информации, приводимой Ford, емкость этого сегмента оценивается на уровне 80 тыс. автомобилей в год с перспективой роста до 100 тыс. автомобилей в год в ближайшие 5 лет. В компании отмечают, что благодаря последовательной стратегии развития дилерской сети и расширению модельного ряда Ford Transit за счет специальных версий, доля рынка Ford в рассматриваемом сегменте увеличилась практически в 3 раза с 6% в 2014 до 15% в 2018 году. При этом, несмотря на значительное снижение автомобильного рынка после кризиса 2014 года, объем продаж Ford Transit в 2018 году по сравнению с 2014 годом вырос в два раза.

Почему Ford уходит с легковыми моделями из России, что делать дилерам и клиентам?По данным «Автостат», Ford действительно занимает 1-ое место среди иностранных брендов в России в сегменте LCV, а модель Transit — 1-ое место среди моделей в сегменте LCV. Одним из главных конкурентов Ford в этом сегменте можно считать Mercedes-Benz Sprinter, который производится на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде. Однако в конце прошлого года выпуск этой модели был остановлен, хотя соответствующих официальных заявлений дистрибьютор пока так и не сделал.  «Мы уже давно находимся в подвешенном состоянии и ожидаем официальных заявлений от «Мерседес-Бенц РУС», — пояснил «Континенту Сибирь» совладелец одного из сибирских дилеров немецкой марки.

Такая ситуация дает Ford «окно возможностей», чтобы сосредоточиться на сегменте коммерческого автотранспорта и бросить все силы на этот сегмент. Это может позволить компании укрепить свои позиции как основного игрока LCV-рынка России.

Что будут делать дилеры?

На сегодня официальными дилерами Ford в Сибирском федеральном округе являются ГК «Автомир» (Новосибирск), ГК «Автолига» (Новосибирск), ГК «Феникс Авто» (Омск), ГК «Арсенал Груп» (Красноярск), «АлтайАвтоЦентр» (Барнаул), автоцентр «Сто коней» (Томск), «Нью-Йорк Моторс Сибирь» (Кемерово), «КузбассАвтоЦентр» (Новокузнецк), «Первая Автоколонна» (Иркутск).

Самым молодым из перечисленных партнеров с точки зрения Ford является омская ГК «Феникс Авто» — свой салон Ford она запустила несколько месяцев назад после отказа от дальнейшей работы с этим брендом омской группы компаний «Евразия Моторс», которая, к слову, делает это уже во второй раз.  Однако полнофункциональный салон Ford «Феникс Авто» не строила – она разместила Ford в действующем здании на Маяковской.

По данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), Ford входит в ТОП-20 автомобильных брендов по продажам новых автомобилей в Сибири. Так, в 2018 году в Новосибирске было продано 532, в Красноярске 315, в Омске 94, в Иркутске 403, в Кемерове 327, в Новокузнецке 120, в Барнауле 122, в Томске – 112 новых автомобилей Ford.

Из перечисленных дилеров только двух можно считать монобрендовыми, то есть не имеющими в портфеле других равнозначных брендов. Речь о «Нью-Йорк Моторс Сибирь» (Кемерово) и «АлтайАвтоЦентре» (Барнаул). Их бизнес целиком построен на работе с брендом Ford.

Как говорится в официальном сообщении компании Ford, разосланном партнерам, у действующих дилеров есть 2 варианта: трансформировать салоны в специализированные Transit-центры по продаже и обслуживанию коммерческих автомобилей Ford, а также обслуживанию легковых моделей марки, либо переходить в статус официального сервисного дилера по обслуживанию легковых и коммерческих автомобилей. Определиться партнерам марки нужно будет уже до конца апреля 2019 года, сообщив о своем решении дистрибьютору. Непосредственно 3 апреля у Ford пройдет дилерская конференция.

Опрошенные «Континентом Сибирь» на момент подготовки материала дилеры марки, в частности «Автолига», «Феникс Авто», «Первая Автоколонна», отмечают, что планируют и дальше продолжать работу с Ford по направлению коммерческого транспорта в формате Transit-центра. Освободившиеся площади, вероятно, будут приспособлены для возможной работы с другими брендами.  В частности такие возможности прорабатывает ГК «Первая Автоколонна». Появления новых брендов, вероятно, можно ожидать и в «Автолиге».

В обращении дистрибьютора говорится о том, что Ford ожидает повышения доходности дилерской сети за счет снижения затрат на финансирование складских остатков, повышения средней стоимости и маржинального дохода на один проданный автомобиль и снижения переменных и постоянных затрат на продажу автомобилей в результате реформирования бизнеса дилеров в формат Transit-центра.

Скидки на автомобили и гарантийный сервис

В Ford отмечают, что все обязательства по гарантийному ремонту и сервисному обслуживанию легковых автомобилей будут выполнены в полном объеме. «Сохраняется регулярность поставок оригинальных запасных частей из Европы и Америки, ассортимент доступных запчастей на центральном складе в Томилино, частота отгрузок дилерам и процесс заказа запчастей», — говорится в обращении.

Автомобили на складах будут доступны в течение текущего года. Так, в апреле 2019 года будут прекращены отгрузки Fiesta и Ecosport, в мае – Mondeo и Kuga, в июне – Focus, в июне – Explorer.

Почему Ford уходит с легковыми моделями из России, что делать дилерам и клиентам?Ford не отказывается от гарантийных обязательств

Клиенты закономерно смогут рассчитывать на скидки при продаже остатков автомобилей. Однако дилеры на этом скорее всего, лишь потеряют.  «С учетом сворачивания программ господдержки автомобили могут оказаться не в рынке – их цена окажется выше. Но у дилеров не будет вариантов помимо того, чтобы распродать склады. Разницу в цене им уже никто не компенсирует – этот груз ляжет на них», — прогнозирует представитель одного из сибирских дилеров Ford на условиях анонимности.

По его мнению, от ухода Ford в наибольшей степени могут выиграть корейские и китайские автопроизводители, ставящие перед собой амбициозные цели в России. Однако для рынка в целом это будет означать в том числе и общее снижение качества автомобилей в долгосрочном периоде.

Самый желанный бренд

Стоит отметить, что именно Ford в 90-ые годы был одним из первых иностранных автомобильных брендов, запускавших в городах Сибири официальные дилерские центры.  Так, в Новосибирске первый салон марки был открыт в центре города на Депутатской в 1993 году. Речь шла о компании Tenex-Н Виктора Борицкого. Позже она трансформировалась в «Автолэнд-Сибирь» и просуществовала до осени 2009 года.

Впрочем, Ford вошел в историю сибирского автобизнеса не только благодаря статусу одного из первооткрывателей. Эту марку можно считать одним из самых «желанных» среди автодилеров Новосибирска. В разное время на него претендовало абсолютное большинство автодилеров столицы Сибири, многие из которых даже успевали подписать протоколы о намерениях с производителем, но салоны впоследствии так и не открывали.

Также протокол о намерениях с Ford в 2008 году подписывал тюменский «АвтоГрад», а годом ранее — «Автостиль», основанный бывшим гендиректором «Автолэнда-Сибирь» Игорем Старковым и учредителем «Трансервиса» Александром Бойко. Но ни одной из этих компаний салон Ford так и не был открыт. В свою «СЛК-Моторс», забравшая дилерство Ford после сворачивания «Автолэнда-Сибирь», уже в 2013 году также отказалась от дальнейшей работы с этим брендом. В 2011 году официальным дилером Ford стала ГК «МАКС Моторс», построившая дилерский центр на пересечении улиц Немировича Данченко и Таймырской. Но и эта компания позднее со скандалом закрыла свой салон, а дилерство получила ГК «Автолига» Игоря Кошкина, к которой позднее добавился московский «Автомир».

Почему Ford уходит с легковыми моделями из России, что делать дилерам и клиентам?Ford исторически являлся одним из самых желанных брендов среди новосибирских дилеров.

Схожим образом складывалась судьба Ford и в Омске.  Первым официальным дилером марки Ford в Омске являлась компания «Сибпромммаркет» Владимира Красных, которая построила для нее полнофункциональный салон на улице Суворова общей площадью 3289 кв.м., что значительно превышало параметры аналогичных салонов в близлежащих городах Сибири. Позже к «Сибпроммаркету» присоединился второй дилер марки — автоцентр «Стайер» Дмитрия Потемкина, который также возвел полнофункциональный салон Ford на улице 10 лет октября общей площадью 2670 кв.м. Вместе с тем, в условиях кризиса 2009-2010 годах оба дилера попали в сложную финансовую ситуацию и были признаны банкротом по иску одного и того же кредитора — «НОМОС-банка», после чего их салоны были забраны за долги.

В салон «Сибпроммаркета» зашла компания «Сибирь Авто» Александра Моисеева, сохранив за этой площадкой бренд «Форд-Омск». Кроме того, дилерство Ford летом 2012 года получил крупнейший омский авторитейлер ─ ГК «Евразия Моторс» Ильи Фридмана. Однако в такой конфигурации марка просуществовала недолго. Уже в октябре 2013 года группа компаний «Евразия-Моторс» приняла решение об отказе от дилерства марки Ford и закрыла салон на Рабочей. А в конце 2016 года тоже самое сделала и компания «Форд-Омск». С 2016 по 2018 год «Евразия Моторс» вновь попробовала поработать с Ford, но в итоге в конце концов отказалась от него, констатировав, что взаимодействие не увенчалось успехов. После этого в конце 2018 года дилерство подхватила «Феникс Авто».

Почему Ford уходит с легковыми моделями из России, что делать дилерам и клиентам?Дилерский центр «Форд Омск». Фото из архива. Источник: e-opinions.ru

На этом фоне в Красноярске, Иркутске, Кемерове и Барнауле дилеры марки все эти годы не менялись, поэтому имели гораздо больше шансов «отбить» первоначальные инвестиции.

«То, что Ford даже в 2018 году продолжал открывать новых дилеров, понимая, куда идет, свидетельствует о низкой этике компании по отношению к своим партнерам. Сложившаяся ситуация особенно негативно может отразиться на монобрендовых дилеров, доход которых базировался исключительно на Ford», — сетует соучредитель одного из сибирских дилеров марки, добавляя, что это подрывает доверие дилеров ко всему сообществу автопроизводителей.

«Континент Сибирь» будет следить за развитием ситуации.

Оставляйте заявки на вступление в нашу Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *