Почему «Газпром» не готов брать на себя затраты по доведению голубого топлива к домам

Почему «Газпром» не готов брать на себя затраты по доведению голубого топлива к домам
Фото Андрей КАСПРИШИН

«Газпром» планирует строительство газопровода «Алтай», компания будет инвестировать в развитие российского рынка газомоторного топлива, однако не готова брать на себя затраты региональных и местных бюджетов по доведению голубого топлива непосредственно к потребителям. Эти тезисы высказали председатель совета директоров ПАО «Газпром» Виктор Зубков и председатель правления газовой монополии Алексей Миллер журналистам неделю назад после годового общего собрания акционеров.

Доклад, с которым выступил перед ними Алексей Миллер, назывался «Стратегия высоких достижений» и состоял только из позитивной информации. Компания добилась рекордного экспорта, выполняла и продолжает выполнять крупные инвестиционные проекты, приумножила сырьевую базу и достигла положительных финансовых результатов.

Каждому своё

Продажи метана российским потребителям в прошлом году выросли на 4,3%. В программу газоснабжения и газификации регионов было вложено 36,7 млрд руб., что почти на четверть больше предыдущего года. Однако если эти деньги разбросать на все 66 регионов, где велись работы, то они будут выглядеть не столь впечатляюще. Тем не менее средний уровень газификации в стране вырос с 68,1 до 68,6%. В Алтайском крае он пока составляет 16,7%.

Чтобы помочь отстающим регионам с обеспечением их экологически чистым топливом, с мест все чаще стало звучать предложение взять «Газпрому» на себя все затраты, в том числе доведение сетей до населенных пунктов и даже до домов. Журналистка из Омска поинтересовалась у Алексея Миллера, как он относится к этой идее.

Глава «Газпрома» ответил, что вопрос не столько в затратах, сколько в полномочиях и ответственности муниципальных и региональных бюджетов. Темпы газификации в стране сегодня лимитированы тем, как газификацию ведут регионы.

«В бюджетах субъектов РФ есть соответствующая статья, которая предопределена их полномочиями, ответственностью и границами собственности, – объяснил Алексей Миллер. – Соответственно, у субъектов возникает обязательство финансировать эту статью расходов на газификацию. Ежегодно с каждым регионом «Газпром» подписывает план-график синхронизации работ, в котором четко прописаны наши обязательства по «высокой стороне». Там же обозначены объекты субъекта по «низкой стороне» и обязательства финансировать их из своего бюджета. А задача «Газпрома» заключается в том, чтобы платить налоги в бюджеты регионов присутствия и федеральный бюджет».

Глава компании напомнил, что «Газпром» в прошлом году направил рекордные средства на газификацию регионов. Он готов увеличить финансирование данной программы и в два раза, и, может быть, еще больше. Но в рамках той системы взаимоотношений, которая есть сегодня,  компания не может финансировать конкретные статьи затрат региональных бюджетов, подчеркнул Миллер.

Он добавил, что «Газпром» создает избыточные мощности в регионах, а взамен не получает потребителей. Сегодня компания выполняет свои обязательства в большей части субъектов Федерации. «Есть еще процентов 20 регионов, где наблюдается отставание, – признался топ-менеджер. – Но оно образуется в течение всего одного бюджетного года».

Кстати, заметим в скобках, что «Газпром» приостановил работы в Алтайском крае на магистральном газопроводе Шахи – Ребриха и пока четко не назвал дату возобновления строительства. Скажем также, что при наличии политической воли можно изменить существующую схему финансирования программы газификации страны. Но газовой монополии не особенно выгодно торговать метаном в России, так как на экспорт он стоит в несколько раз дороже.

Транспорт – на метан

Интересовала журналистов и тема развития «Газпромом» рынка газомоторного топлива. Компания имеет больше 30 тысяч автомобилей, из них 52% переведены на газ. Это дешевле и экологически выгодно.

По мнению Виктора Зубкова, в этом году на российском рынке газомоторного топлива наступает перелом. Бизнес во многих регионах хотел бы строить газовые АЗС и переводить транспорт на метан. «Газпром» сегодня работает по этой теме в 17 субъектах Федерации, и в прошлом году к ним добавились Ростовская и Белгородская области, где решено реализовать пилотный проект ускоренного развития рынка газомоторного топлива. «На примере этих областей мы хотели бы, чтобы не только «Газпром» выполнил свои обязательства, но и регионы обеспечили загрузку газовых АЗС, обеспечили их транспортом, что не очень хорошо у нас получалось раньше», – заметил председатель совета директоров «Газпрома».

Он пообещал, что за 3 года количество ГАЗС в Ростовской и Белгородской областях компания доведет до 40. В самих регионах принимают меры стимулирования. Так, депутаты вдвое снизили транспортный налог для тех, кто перевел автомобиль на метан, разработана программа субсидирования перевода транспорта на голубое топливо. «Мы со своей стороны зафиксировали на ближайшие 3 года цены на единицу заправки, – отметил Виктор Зубков. – В Белгородской области она 16,4 рубля за кубометр, в Ростовской – 16,5 рубля». Может, алтайским парламентариям стоит последовать примеру коллег с юга России, тем более что у нас метан на ГАЗС стоит всего 15,9 рубля?

Экспорт

Теперь поговорим о международной деятельности «Газпрома». По прогнозам,  компания поставит в 2019 году на рынки ЕС и Турции 198,6 – 201,1 млрд кубов. Это очень близко к историческому рекорду 2018 года, когда было продано 201,9 млрд кубов. Сегодня доля «Газпрома» на европейском рынке колеблется от 35,5 до 37,5% и может вырасти с учетом недавно подписанных и планируемых контрактов.

Между тем с опережением графика идет строительство «Турецкого потока», и у главы компании нет сомнения, что турки, сербы и венгры вовремя выполнят свои части проекта. Окончание работ намечено на конец этого года. Срок начала поставок газа – 1 января 2020-го.

По «Северному потоку-2» работы ведутся по графику. На сегодня проложено 60,4% труб. При этом капзатраты профинансированы на 80%. «Точка невозврата по «Северному потоку-2» давно пройдена. Нет никаких правовых возможностей, чтобы этот проект остановить», – считает Алексей Миллер. По плану он должен быть закончен в конце этого года, и отсутствие разрешения Дании на прокладку труб по ее территориальным водам пока еще не является критичным для строительства.

А вот судьба транзита газа через Украину под вопросом. Алексей Миллер сказал, что переговоры начнутся после выборов в этой стране и формирования там нового правительства. И самым главным на этих переговорах должен быть вопрос о прямых поставках газа на Украину из России. «От этого вопроса многое зависит, – считает Алексей Миллер. – Если Украина говорит «нет», то у нас не будет обязательств по соответствующим газотранспортным мощностям для подачи газа на Украину. <…> Она должна подумать в первую очередь не о транзите, а о своем собственном газоснабжении. <…> Если не будет подаваться газ на Украину с территории России, то не будет и возможности реверса российского газа с территории Европы на Украину или она значительно уменьшится». 

По словам Миллера, реверсный газ из Европы значительно дороже для украинских потребителей, чем по прямым договорам с Россией. Если украинская сторона проявит интерес к заключению нового контракта на поставку газа напрямую, цена для конечного потребителя на Украине будет ниже на 25%.

Глава российской газовой монополии говорил и о транспортировке газа в Китай. Строительство «Силы Сибири» идет с небольшим опережением. Заканчивается работа на компрессорной станции «Атаманская», которая находится вблизи российско-китайской границы,  и пуск газопровода планируется 1 декабря.

Алексей Миллер пообещал, что по завершении этого проекта возобновятся переговоры по газопроводу «Алтай», который будет именоваться «Сила Сибири-2». Он напомнил, что с китайской компанией CNPC были определены основные условия поставок еще в 2014 году. Речь шла о продаже в Китай 30 млрд кубометров газа в год из Ямало-Ненецкого автономного округа через Алтайский край и Республику Алтай.

«В соглашении определены все условия, кроме цены газа. Когда мы договоримся с китайскими товарищами о цене, так сразу запустим этот газопровод в работу, – пообещал Алексей Миллер. – С точки зрения судьбы проекта она в целом безальтернативна».

Свою уверенность глава «Газпрома» объяснил тем, что этот проект надолго обеспечен ресурсной базой. «Это газовый бассейн, где газ будет добываться более ста лет. И в этом существенное отличие этого проекта от каких бы то ни было других», – сказал Алексей Миллер.

Если «Силу Сибири-2» действительно будут строить, то у Алтайского края появится шанс резко увеличить уровень газификации.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *