Почему хобби барнаульца приносит радость не только ему

Почему хобби барнаульца приносит радость не только ему
Фото Евгений НАЛИМОВ

Хобби барнаульца Сергея Сусликова приносит радость не только ему.

«Помнишь ли ты, как счастье нам улыбалось?…» Как радость пела и чирикала, как детство переливалось радугой тонких перышек? На птичьих рынках, в клубах юннатов, на выставках декоративных и певчих птиц, на конкурсах – опять же! – птичьего пения… Канули в Лету те выставки-клубы-конкурсы, причем – увы! – во всей большой стране. Героически держится на плаву, наверное, лишь Московский клуб любителей канареек овсяночного напева (ему уже шестьдесят лет!). Конечно же, сейчас форумы и группы любителей пернатых существуют в Интернете и прочих ватсапах. Но от ухода-улета из «реала» живой крылатой красоты многое потеряли и ее энтузиасты, и ее поклонники.

Барнаулец Сергей Сусликов тоже «переселился» в интернет-сообщество любителей пернатых. Но он помнит, как в краевом центре проходили птичьи выставки – на ВДНХ, в ДК шинников, в ДК «Трансмаш». «Народу было море! – говорит наш герой. – А сколько детей приходило на эти выставки! И посетителям те мероприятия были в радость, и специалистам шли на пользу: одно дело – черпать сведения из книг, и совершенно другое – получать полезную информацию в живом общении. Пока нет клубов и выставок, не будет к птицам интереса».

Самому же Сергею Юрьевичу интерес к пернатым привил его дядя Анатолий Уваров, известный в прошлом веке член барнаульского клуба любителей певчих и декоративных птиц.

– Дядя был моим главным наставником и учителем с детства. У него имелись и дикие виды птиц, и попугаи, – говорит Сергей.

В клетках вспархивают амадины – это в комнату входит Нина Васильевна, его мать.

– Как себя помню, – подхватывает она разговор, – брат мой всегда занимался птичками, потом сын этим делом заразился. И у нас не было такого никогда, чтобы кто-то из живности в доме не жил.

– Да, от дяди у меня тяга эта осталась на всю жизнь. И никто, как он, меня не понимал. В девяностые в Барнауле японских, зебровых амадин разводили, гульдов привозили – но об их разведении даже речи не было. 
А ведь одно дело просто привезти откуда-то птиц, другое – разводить самому, наблюдать за ними. Дядя гордился: «Серега, ты такую птицу разводишь!»

Амадины родом из Австралии и Юго-Восточной Азии, из семейства вьюрковых ткачиков. Для квартиры они – оптимальный вариант. Нет шума-крика, я и не замечаю, что они чирикают. Птицы у меня всегда на глазах. Плохо, когда хозяин накормит – и уйдет из дома на весь день. Я же их вижу с утра до вечера… Скоро, в конце февраля, начнется горячая пора: расставлю гнезда, рассажу парочки и – до октября-ноября!

–Скажите, среднестатистический барнаулец может себе позволить иметь дома такую красоту?

– Да, вполне. Цена птички может быть и несколько сотен рублей. Для начинающих и детей я бы рекомендовал завести японскую, зебровую, рисовую амадин. Но, прежде чем взять птичку, нужно понять, сможешь ли ты ее содержать, постоянно за ней ухаживать. А то порой некоторые возьмут, потом спрашивают: «А как она называется?..»

– И как же ухаживать? Вопрос первый – чем кормить?

– Кормить не накладно. Пакетика корма из зоомагазина для пары птиц хватает надолго. Употребляют в пищу амадины просо (красное, белое, желтое), могар, чумизу, семена диких трав, овощи, фрукты. Траву выращиваем для них. Летом кормлю листьями одуванчика, салатом…

– …морковки грядку огромную сажу – нам вдвоем сроду столько не надо, салат несколько раз сею, – добавляет Нина Васильевна. – А кабачков сколько! Они хранятся хорошо, всю зиму кормим ими птичек.

– Знаю, что для птиц вредны сквозняки, резкие звуки…

– Да, сквозняки губительны, и стрессы тоже. Не то что звуки, опасны даже жесты резкие. Знаю о таком случае… Жили кошка с птичкой не один месяц дружно: кошка на подружку любовалась, клетку обнимала. Но однажды вдруг резко вскинулась – и птичка упала с жердочки с разрывом сердца…

– Характеры у ваших подопечных разные? Птицы как-то выстраивают отношения?

– Конечно. Возьмем тростниковую астрильду – вроде спокойная, общительная птичка… Но когда у нее птенцы! Пока она не поест, не поднимется в гнездо, другие птицы будут на жердочках смиренно ждать очереди в «столовую».

Кстати, у каждой птички должна быть своя жердочка! Иерархия… Если новую птичку в вольер запускаю – она день попрыгает, а вечером ей надо определиться с местом. И пока свою жердочку не найдет, все ее будут прогонять.

– Кошка или собака могут показать хозяину свою любовь. Ваши птички как-то выделяют вас?

– Спросите маму, – улыбается Сергей.

– Конечно, выделяют, – говорит Нина Васильевна. – Они его любят! Если я в комнату захожу, они начинают порхать. А Сережа подходит к птичкам – они спокойны, еду из его рук берут. И он их в руки брать может!

– Меня рыбки знают, – кивает хозяин на аквариум, – что уж про птичек говорить! Я убираю у них в клетках, а они сидят, не бьются, не волнуются. Дверку открою – не вылетят. Чтобы вылетели, этого еще добиться надо! Была у меня как-то острохвостая амадина, дверцу откроешь – она час насмеливается спуститься. Но любопытство берет верх, и она постепенно добирается до меня, прокрадывается, на экран компьютера смотрит – интересно ей, что там мелькает.

– Скажите, а какие редкие виды амадин у вас есть?

– Из редких – амадина Гульда, тростниковая астрильда, каштановогрудая амадина. Карминоволобых в стране очень мало. И почему-то в 2019-м у всех владельцев родились лишь их самцы…

Вот посмотрите, – показывает Сергей, – вроде бы неяркая птичка, но такая она изящная! А это – певунья! Порой ночью сидит-сидит и что ей в голову взбредет – вдруг как запоет! Иногда в два часа ночи… Мама спрашивает: «Кто это у тебя там поет?»

– И голосок такой нежный, успокаивающий, – говорит Нина Васильевна.

Полюбовавшись птицами в комнате, в коридоре, мы выходим на балкон – там с обеих сторон тоже клетки с пернатыми. Соседей Сергей как-то спросил, не мешают ли им птицы. «Что вы! – отвечали те. – Просыпаемся утром – птицы поют, душа радуется!»

Помимо птиц у Сусликова есть еще не одно хобби – и аквариумистика, и дача, и коллекционирование, и рыбалка.

– Иногда я на рыбалку приду, а там рыбаки рассуждают – вот на пенсию выйдем, что делать будем? Скука, мол! Удивляюсь я на них – мне порой книжку некогда почитать, море забот-хлопот! День кончается, а я еще столько не успел сделать!..

– Остается время помечтать о Синей птице? Хотя… при имеющемся многообразии можно ли еще чего-то желать?

– Да ткачиков – около трехсот видов! – смеется Сергей. – Бриллиантовую амадину хочу. Тростниковая амадина бывает зеленая, палевая, а есть – головка красная, вся птичка лимонная. Такие виды существуют еще красивые! Но не всех разводить в домашних условиях можно, некоторыми остается просто любоваться…

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *