Путинские поправки в Конституцию: должность «держателя власти» не создана

Путинские поправки в Конституцию: должность «держателя власти» не создана

21 Янв 2020, 10:55

Президент России Владимир Путин внес законопроект о поправка в Конституцию. Обещания о расширении полномочий Федерального Собрания, практически, остались обещаниями, а вот возможности самого главы государства, наоборот, предлагается увеличить за счет Конституционного суда.

Путин внес поправки в Госдуму вечером 20 января. Руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур рассказывает, что они означают, и считает, что изменения не фатальны, более того, носят сумбурный характер.

Всего четыре дня понадобилось «рабочей группе» по подготовке предложений о внесению изменений в Конституцию РФ, чтобы подготовить эти самые поправки. Вот их краткое изложение.

В Конституции предложено закрепить положение, что минимальная зарплата (МРОТ) не может быть ниже прожиточного минимума. Что касается постоянной индексации МРОТ и размера пенсий, то поправка носит лишь косметический характер. Да, МРОТ должен индексироваться, но в порядке, определенном федеральным законом — то есть как сочтет нужным правительство.

Поправка о приоритете российского законодательства над международным была «воткнута» в статью о том, что Россия может участвовать в международных объединениях. Действующая Конституция говорит, что нормы этих объединений не применимы в России, если противоречат «основам конституционного строя». Теперь же: «решения межгосударственных органов, принятые на основании международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации». Не очень понятно, что именно имеется в виду, но скоро увидим на практике. Например, по исполнению решений Европейского суда по правам человека.

Во все главы, касающиеся губернаторов, депутатов Госдумы и президента России внесены поправки, запрещающие занимать эти должности тем, кто имеет право постоянно проживать на территории другой страны. А президентом не может быть тот, кто когда-либо был гражданином другого государства (кроме жителей присоединенных территорий, то есть Крыма).

Правда, есть важная приписка (мелким шрифтом) — дополнительные ограничения могут устанавливаться федеральным законом.

Смена власти

Теперь о главном, то есть, о переустройстве системы власти. Если раньше президент назначал премьер-министра по согласованию с Госдумой, то теперь будет назначать премьер-министра, чья кандидатура «утверждена» Госдумой по представлению, опять же, президента. Что называется, попробуйте найти разницу.

Зато теперь президент не только будет утверждать структуру правительства, но и вносить в нее изменения.

Министров, кроме силовых, будет утверждать Госдума. Силовых же будет назначать президент, после консультаций с Советом Федерации.

В полномочия президента добавилось формирование Госсовета «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики».

Единственное место, куда удалось «воткнуть» упоминание Госсовета — это глава о полномочиях президента. Его статус будет определяться федеральными законами.

Важно, что президент получает дополнительные возможности по блокированию законов, принятых Госдумой и Советом Федерации. Если президент не подписывает принятый закон, то Госдума должна принять его 2/3 голосов. Это было и раньше. Но теперь президент может направить закон на рассмотрение в Конституционный суд. И если тот «не подтвердит конституционность закона», президент вернет его в Госдуму без подписания. Что любопытно — нет ограничений на время рассмотрения закона в Конституционном суде.

То есть, президент совместно с Конституционным судом могут полностью блокировать деятельность Госдумы, если она им не нравится. Аналогичные права у президента и Конституционного суда есть по отношению к региональным законодательным актам

Поэтому неудивительно, что существенные изменения касаются именно статуса Конституционного суда. Его численность сокращается с 19 до 11 членов. Совет Федерации по представлению президента может отрешать от должности судей Конституционного и Верховного судов (и областных судов тоже).

То есть, президент совместно с Советом Федерации будет полностью контролировать Конституционный и Верховный суды (и суды вообще).

Кроме того, прокуратура выведена из-под влияния региональных законодательных властей. Теперь прокуроров назначает президент по согласованию с Советом Федерации. Сейчас же прокуроров утверждают региональные парламенты по представлению генпрокурора РФ.

Ну, и довольно забавная поправка в раздел про местное самоуправление. «Органы местного самоуправления входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения».

Такое ощущение, что члены рабочей группы не поняли, что именно имеется в виду под «единой системой публичной власти», потому просто решили вписать в Конституцию цитату из послания президента, а дальше, пускай, кто как хочет, так и понимает.

Из ограничений сроков президентства убрано слово «подряд». То есть предлагается вернуться к формуле «не более двух сроков», и это означает, что Путин больше никогда не сможет снова стать президентом России.

Резюме

Впечатление от поправок довольно сумбурное, такое ощущение, что четкой концепции так и не появилось, а изменения носят сиюминутный характер, отвечая на какие-то угрозы, мнимые или реальные.

С одной стороны, полномочия Госдумы и Совета Федерации расширяются. С другой, вводится механизм «блокировки» законов, принимаемых Госдумой, Советом Федерации и региональными парламентами. Да еще и прокуроры назначаются без согласования с регионами.

То есть, среди возможных угроз — потеря контроля над Государственной думой и законодательными органами ряда субъектов федерации. Возможно, сыграл свою роль кейс Мосгордумы, где чуть было не был утрачен контроль, и московского прокурора, который стал объектом расследования Алексея Навального и к которому появились вопросы у оппозиционных депутатов парламента столицы.

Непонятно, почему так жестко расправляются с Конституционным судом. 11 членов вместо 19 — почти половину судей в отставку. Но не прописаны переходные положения — как они будут отправлены в отставку? Президент получает право вместе с Советом Федерации отставлять «в случае совершения ими проступка, порочащего честь и достоинство судьи». Не будут же на этом основании убирать восемь судей.

Наверное, уйдут сами, исключительно добровольно, как это делают губернаторы в один день, не сговариваясь между собой.

Непонятно, почему такая спешка с принятием поправок. Не было даже попытки изобразить широкое обсуждение с регионами, общественными палатами и на ток-шоу на центральных телеканалах. Что-то подпирает, какие-то сроки, смысл которых пока не понятен.

Тем не менее, поправки не носят фатального характера, не меняют в корне систему власти. Выборы не отменяются, госсовету не передается вся полнота власти. Мало того, из Конституции убирается слово «подряд». Теперь президентом нельзя быть более двух сроков, и точка.

То есть Владимир Путин не будет президентом после 2024 года. Но новая должность «держателя власти» не создана. На всякий случай сделаны «стопоры», если оппозиция вдруг ворвется в некоторые законодательные органы (а кроме Мосгордумы есть еще прецедент Хабаровского края, где «Единая Россия» вообще почти не получила мандатов).

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *