Семьдесят педагогов за миллион переедут в села Новосибирской области


31 января 2020 г.

Новосибирской области в рамках программы «Земский учитель» было выделено 79 вакансий. Спасет ли это сельские школы, если всего районам региона требуется почти пятьсот учителей?

Программа стартовала на территории Новосибирской области в январе 2020 года: за месяц 72 учителя выразили желание работать в селах и поселках региона. Большая часть кандидатов – из Новосибирской области, Ставропольского и Алтайского края, Омской и Свердловской областей. Но есть педагоги, желающие перебраться в наш регион из Республик Саха (Якутия), Тыва, ХМАО, Забайкальского и Красноярского края и др. Готовность оставить насиженные места и переехать в сельскую глубинку объяснимо — условия программы позволяют педагогам решить самый, пожалуй, важный вопрос любого молодого специалиста – жилищную проблему.

— Согласно условиям программы единовременные компенсационные выплаты выделяются учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с численностью населения до 50 тысяч человек на территории Новосибирской области, — объяснили Горсайту в министерстве образования Новосибирской области. — Выплата учителю предоставляется в размере одного миллиона рублей (не облагается НДФЛ).

Пять лет без права переезда

За это учитель должен отработать в сельской школе в течение пяти лет по основному месту работы при условии учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю. Плюс ставка заработной платы должна быть в соответствии с трудовым договором. Если же трудовой договор с учителем будет прекращен до истечения 5-летнего срока, педагогу придётся вернуть государству потраченный на него миллион.

Принять участие в программе может далеко не каждый учитель: среди обязательных условий возраст учителя на дату подачи документов до 55 лет включительно и наличие среднего профессионального или высшего образования. Выразить своё желание уехать в село педагог должен, подав заявку для участия в конкурсном отборе до 15 апреля текущего года.

— Заявки на участие в конкурсном отборе подаются в государственное автономное учреждение Новосибирской области «Агентство поддержки образовательных инициатив «Арис» на бумажном носителе лично, либо почтовым отправлением по адресу: 630007, г. Новосибирск, Красный проспект, 2, с понедельника по пятницу с 9-00 до 17-00. Каб. 309, обед с 13-00 до 14-00 (контактный телефон: +7 (383) 373-06-83), — напоминают в минобразования НСО.

Многие отмечают, что программа «Земский учитель» может простимулировать вчерашних выпускников педагогических вузов уезжать на работу в районы области. Однако панацеей для сельских школ она не станет. Во-первых, для большинства начинающих педагогов работа в селе станет лишь стартовой площадкой — через пять лет, отработав положенное, они всё же уедут в мегаполис. Во-вторых, количество выделенных на регион вакансий катастрофически мало: по данным минобразования НСО, в 2020 году на Новосибирскую область было выделено 79 вакансий в рамках программы, в то время как со всех районов области было собрано около 500 вакансий.

Учитель один – предмета три

— Наиболее востребованными вакантными должностями являются: учителя иностранного языка, математики, русского языка и литературы, физики, информатики, химии, биологии т.д, — сообщает пресс-служба министерства образования региона.

Сегодня эти 500 вакансий либо пустуют, либо закрываются силами педагогов другого профиля: ситуация, когда учитель русского языка преподает ещё и географию, для сёл – обыденность.

— Общий стаж в профессии у меня — 34 года: фактически вся жизнь. После окончания института я работала в пригороде, поэтому когда приехала сюда, в отдалённый район, то коллеги считали меня «городской», хотя, в общем-то, всё деревенское мне было близко: огороды, сады, цветы… — рассказывает 60-летний учитель одной из сельских школ Новосибирской области.

Наша собеседница начала преподавание с русского языка и литературы (по специальности). Впоследствии к ним добавились мировая художественная культура и немецкий язык. Для преподавания немецкого языка прошла переподготовку.

— У нас школа небольшая, параллелей нет, поэтому часть учителей вынуждена совмещать преподавание нескольких дисциплин — всю жизнь сами учатся, — поясняет учитель. – Например, у другой коллеги дипломы юриста и учителя истории, а она ведет географию, математику, обществознание и историю. Сейчас она закончила переподготовку на учителя математики, а в перспективе – получение диплома учителя географии. Уверена, такой универсальный подход не вредит преподаванию, ведь те, кто выбрал профессию учителя, как правило, сами учились в школе на «хорошо» и «отлично». Освоить азы другого предмета реально: школьные программы имеют границы. Главное — найти подход к ученику и понять, как сделать так, чтобы ему стало интересно. Так что учитель-универсал — очень даже возможно. Если у педагога разносторонние интересы, широкая эрудиция — почему бы нет? В науке — другое, там узкая специализация, а в школе вполне реально совмещение.

Но самое главное, что необходимо для того, чтобы педагог остался в деревне, по мнению нашей собеседницы, это любовь к деревне: «Только тот приедет, кто любит деревню, кто готов к ее условиям», — считает она. Насколько готовы к этим условиям молодые педагоги, записавшиеся на участие в программе «Земский учитель», покажет время.

Ася Малютина

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *