/> что и всем нравятся. Общепризнанная
классика: «У кого хлеб вкуснее», «Цыганский
берег», «Искусство всех времён и народов»
про повара, «Шофёрская баллада», «Рыбак
и танцовщица» — блестящая картина.
Здесь я оригинальным не буду. Отец, в принципе, и сам эти картины выделял.
Если обращались организаторы фестивалей
с предложением показать фильмы, он начинал копаться в архивах: «Это стыдно,
это тоже стыдно, это тоже не покажу…»
И по большому счёту всё сводилось к этому джентльменскому набору, хотя,
возможно, это не совсем правильно…
Потому что были в 90-х на нашей студии
очень мощные картины: «Полёт на Марс»,
«Образ неувядаемого времени», которую
сейчас редко показывают, очень интересная.
«Три трейлера». Ну, а если говорить о топовых достижениях, то это вот, конечно,
эти четыре-пять фильмов, о которых я упомянул. Они уже отстоялись и перешли
в разряд классики. Попали в учебники…
Учебников, конечно, нет — это такая
красивая метафора, но по этим фильмам,
наверное, должны учиться молодые
документалисты в нашей стране. Важно
показывать фильмы отца, не забывать их.
Ведь это история и сибирского кино, и российского кино, и история Сибири. Я вот сейчас начал преподавать немножко…
Хочу, правда, увольняться…
—
Почему?
— Не нравится мне…
Не получается… Так вот, всем студентам
говорю: если вы будете как документалисты
работать, то работать-то вы будете здесь,
в провинции, в Сибири. Не в Лос-Анжелесе,
а здесь. И очень важно отсмотреть нашу
документалистику для того, чтобы узнать,
как здесь в Сибири работали другие
хорошие режиссёры. Грубо говоря, смотреть
Тарантино, а потом здесь снимать в селе
— ну это глупость. Тарантино мало тебе
поможет в работе с документальным
материалом, с которым ты будешь иметь
дело в Сузунском районе. Поэтому лучше
посмотреть Шиллера, посмотреть Соломина,
как они с этим материалом работали, что
они делали. Это очень сильно поможет,
направит, объяснит, как это до тебя
делали талантливые люди. Поэтому надо
обязательно смотреть отечественную,
именно сибирскую документалистику.
—
Сибирская киношкола как отдельное
явление существует?
Ведь многие говорят, что нет на
самом
деле. Тут, наверное, важно, что в
какой-то момент на нашей территории
снимали несколько выдающихся авторов:
Шиллер, Эйснер, Соломин, и индустрия
какая-никакая была.
— И несколько
больших студий было. И индустрия.
«НовосибирскТелефильм», Западно-Сибирская
киностудия. А когда этих студий не стало,
тогда и этого явления — сибирской
киношколы — тоже не стало. Хотя они все
— и Шиллер и отец — они же не на пустом
месте возникли, нельзя сказать, что они
невероятные самородки. Это всё ВГИК,
они же ВГИКовцы. Они там учились, читали,
смотрели, общались. И огромное влияние
ленинградской школы документалистики
ещё было.
— А этот
путь и сейчас актуален для
авторов-кинематографистов: через ВГИК
в кино, уехать, выучиться и вернуться
сюда? Или сейчас можно каким-то иным
способом прийти в кино, научиться
снимать, мастерство наработать?
— Если
учиться во ВГИКе или на Высших курсах
сценаристов и режиссеров —
от этого хуже не будет, я считаю. Ну,
конечно, если ты талантливый человек
уровня Эйзенштейна, можно и не учиться
во ВГИКе. А если ты не Эйзенштейн, то традиционное классическое образование
будет полезно, это точно.
— Только
из ВГИКа кто сюда вернется?..
— Никто не возвращается. Я вернулся, потому что
здесь была студия, оборудование. Отец
говорил: «Давай, приезжай да снимай»…
«Что я буду тут говно ложкой хлебать в Москве?», — подумал я и поехал к маме с папой. И я считаю, правильно сделал. Я два-три фильма сделал здесь приличных
за эти 20 лет, а там, по-моему, и этого бы не было. Там бы всякой фигней занимался,
лишь бы за квартиру заплатить съемную,
вот и все.
Беседовала
Оксана Берилло