Сергей Мансков прочитает открытую лекцию «Образ тюрьмы в русской литературе»

Сергей Мансков прочитает открытую лекцию «Образ тюрьмы в русской литературе»

Как обстоятельства меняют человеческое сознание? Что помогает человеку оставаться человеком в страшных, невыносимых условиях? 14 декабря декан факультета массовых коммуникаций, филологии и политологии АлтГУ Сергей Мансков прочитает открытую лекцию «Образ тюрьмы в русской литературе».

От античности до тюрьмы

– Сергей Анатольевич, у вас это уже не первый опыт публичных лекций. Почему пришли именно к такому формату?

– Просто появился запрос в обществе. Сегодня очень мало источников получения объективных знаний и люди к ним тянутся. Просветительские лекции формата storytelling в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках пользуются большой популярностью. К примеру, выступления Дмитрия Быкова в рамках проекта «Прямая речь» собирают полные залы.

В прошлом году после Всероссийского конкурса на лучшую видеолекцию я вошел в пул «Золотой фонд лекторов страны», что позволило увеличить количество просмотров совместного с ГТРК «Алтай» проекта «Кафедра». Организаторы заинтересовались несколькими телевизионными выступлениями и пригласили меня в Москву на большую площадку Центрального Дома художника.

Там я читал лекцию по античности и тоже был аншлаг. При этом меня несколько удивила стоимость билетов – от 900 до 2,5 тысячи рублей. Судя по оценкам организаторов и отзывам пользователей социальных сетей, предприятие имело успех.

Вернувшись на Алтай, я подумал: и чем же Барнаул хуже просвещенной столицы, где есть Академия наук, библиотеки, театры и концертные залы? Так родилось желание продублировать одну из лекций «Античность. Версия 2018». Представился случай – коллеги-филологи из педагогического университета предложили выступить на филфаке. Что я с удовольствием и сделал.

– И как она прошла?

– Как и в Москве, слушали с большим интересом. Картинки, фрагменты из фильмов и монологическая речь – по времени обычно все это занимает около часа. Затем слушатели задают вопросы, на большинство из которых получают интересные ответы. Для меня эта часть много интереснее. Обновленный вариант лекции о Древней Греции пройдет 13 декабря в Концертном зале Алтайского государственного университета.

– С античности вы переключились на тюрьму. Что за метаморфоза?

– Это совершенно другая, как ни странно, очень современная тема. Введите в поисковой строке любого браузера книги о тюрьме – и вам выпадет множество томов уже ХХI века. Для меня стало открытием, что тема тюрем и лагерной литературы является одной из самых парадоксальных. С одной стороны, серьезной дискуссии на эту тему просто нет. Ни в социальных сетях, ни на ТВ. Когда мы делали афишу к лекции, сама картинка с изображением камеры и заключенного у многих вызвала недоумение. И вообще, в сегодняшних общественных смыслах сформировался главный посыл – быть заключенным стыдно. С другой стороны, есть популярное среди большой части населения радио «Шансон». В двух из трех сериалов тема тюрьмы выступает очень отчетливо. Целый телевизионный канал НТВ специализируется на этой тематике от высокой «Декабристки» до низких «Ментовских войн».

Противоречивая тема

– А если посмотреть всю линейку отечественных сериалов?

– Сериалы теперь формируют главные современные смыслы – раньше это делали книги, но теперь более 40% населения России книги не читает. В большинстве случаев основная сюжетная линия так или иначе построена вокруг заключения, тюрьмы, адвокатов, юристов и в целом опасности потерять свободу. Налицо сигнал – тюрьма живет рядом и никто от нее не застрахован.

– Лагерная тема в современной отечественной литературе широко освещалась в начале 90-х годов прошлого века…

– Думаю, что с конца восьмидесятых. В перестройку вышла «возвращенная литература» Александра Солженицына, Варлама Шаламова, Анатолия Жигулина и других писателей. И, казалось, все – лагерную тему закрыли, нового ничего не напишут. Не тут-то было! Несколько лет назад победителем литературной премии «Большая книга» становится роман Захара Прилепина «Обитель», повествующий о жизни в Соловецком лагере особого назначения.

Вы думаете, что Прилепин поставил жирную точку в лагерной теме? Нет, конечно. На следующий год «Большую книгу» получает Гузель Яхина с романом «Зулейха открывает глаза». Она тоже пишет о высылке, трудовом лагере со всеми вытекающими последствиями, связанными с коллективизацией и прочими вещами.

– И что говорят критики на этот раз?

– Говорят, что это женский взгляд с этнической окраской. Мало того, на следующий год Евгений Водолазкин получает премию за книгу «Авиатор», которая повествует о бесчеловечных опытах на Соловках и переосмыслении советского прошлого. Получается, что главная литературная премия выбирает в качестве победителей представителей одного и того же направления. Это заговор жюри или закономерность?

Жить по-другому

– Почему эта тема снова выходит на передний план?

– Я не могу ответить на этот вопрос. Может быть, литературное сообщество интуитивно чувствует приближение тоталитаризма, во что не хочется верить. Да, есть пропаганда, огромен разрыв между социальными группами, но лично я не чувствую, что мы семимильными шагами движемся к сталинскому ГУЛАГу. Скорее мы идем к войне.

Возможно, общество избавляется от так называемого либералами рабского сознания, чтобы внутри себя переварить настоящее и сказать: надо жить по-другому. Если Аввакум Петров в своем «Житии протопопа Аввакума», Достоевский в «Записках из Мертвого дома» или Антон Чехов в «Острове Сахалин» тюремные понятия осмысляли художественно, то в ХХI веке мы видим и преподносим эти вещи прагматично. Примеряя на себя обстоятельства, писатель пытается понять, как действовать в той или иной ситуации – ареста, предварительного заключения, в тюрьме и т. д.

В таком ключе в 2018 году написана, к примеру, книга Михаила Захарина «Приговоренные к пожизненному», где он рассказывает о последнем десятилетии русских тюрем. Автор детально описывает, что в них происходит: о пытках, допросах, «пресс-хатах» и многом другом. Выходит еще одна современная иллюстрированная книга Олега Навального, который в красках обрисовывает обстановку в современной тюрьме.

– Что вы хотите донести до своих слушателей?

– У меня возникло желание, отбросив всякие политические и идеологические наслоения, детально разобраться, как развивалась лагерная тема, с чего все началось и к чему приходит. Должен быть ответ. Помните, после введения советских войск в Прагу в 1968 году начал выходить самиздатовский журнал «Хроника текущих событий»? Целый раздел издания был посвящен тому, как себя вести со следователем и т. д. Тогда это было актуально. Но почему сегодня лагерная тема снова занимает умы?

Время от времени она всплывает, потом уходит, чтобы вернуться. Свои труды ей посвятили Достоевский, Домбровский, Солженицын и другие великие литераторы. Сам Варлам Шаламов в своей декларации «О прозе» говорил, что пространство лагерной литературы может вместить десять Толстых и сотни других писателей. И еще хотелось бы вернуть тех, кто писал об этом не хуже классиков, но забыт. Кто сегодня читает книги Петра Якубовича «В мире отверженных», Власа Дорошевича «Сахалин (Каторга)»? А это очень крепкие тексты. Есть желание детально изучить эту тему и поделиться информацией со слушателями. Приходите, будет интересно!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *