Сергей Нестеренко: Мечтаю об аншлаге на «Динамо»

Сергей Нестеренко: Мечтаю об аншлаге на «Динамо»

В прошлом году опытнейший защитник Сергей Нестеренко вернулся домой и стал одним из лидеров барнаульского «Динамо». В интервью «АП» он рассказал о годах, проведённых в казанском «Рубине» и хабаровском СКА, вспомнил о футбольном буме в Барнауле и поведал о мечте хотя бы ещё раз сыграть при заполненных трибунах.

– Сергей, давай вспомним, с чего всё началось. Расскажи, пожалуйста, как ты оказался на футбольном поле? За какую команду болел в детстве?

– Моё детство прошло в Яровом, где и начал заниматься футболом с первого класса. В конце девяностых переехал в Барнаул, где тренировался в «Динамо» сначала у Анатолия Подзорова, а затем у Александра Горбунова. В детстве, естественно, болел за «Спартак». В то время на Первом канале выходила программа «Футбольное обозрение», в которой в основном фигурировала только эта команда. Причём постоянно мелькала фамилия Горлукович. Помню знаменитый матч «Спартак» – «Аякс» в 1998 году, когда красно-белые выиграли в Амстердаме 3:1. Именно тогда запомнилась жёсткая игра Горлуковича против «летучих голландцев». И вот спустя годы судьба свела меня с этим человеком в хабаровской «СКА-Энергии».

Сергей Нестеренко: Мечтаю об аншлаге на «Динамо»

– Об этом экспрессивном футболисте ходят легенды. Как можешь охарактеризовать его как тренера?

– Одним словом, это просто жесть! В 2010 году довелось пройти с ним сборы, после которых можно идти на войну. Это были самые жестокие нагрузки, которые я когда-либо испытывал в карьере. Тренировались по четыре раза в день, из тренажёрного зала почти не вылезали. Он всё это объяснял спецификой Дальнего Востока. Мол, из-за длинных перелётов игроки проходят постоянную акклиматизацию и поэтому должны быть физически готовы максимально.

– Многие рассказывают, что Горлукович постоянно бранился, активно применяя непарламентские выражения…

– Он так орал, что люди под столом прятались. У нас, к примеру, был защитник Даниель Балан из Румынии. Однажды он совершил ошибку в игре. Горлукович через переводчика ему сделал замечание, но на тренировке ситуация повторилась. Тогда тренер сказал: «Слышишь, ты, румын. Я тебе сейчас на румынском объясню». И начал орать в свойственной ему манере. На третий день Даниель опять эту же ошибку делает. Горлукович останавливает тренировку и говорит: «Балан, вот тебе три недели. Если не выучишь русский язык, то пойдёшь на три буквы!» После этого румын ошибок больше не совершал.

– Ныне игрок сборной России Андрей Семёнов сказал, что состоялся как защитник именно благодаря Горлуковичу…

– Когда я прочитал это интервью, то сначала слегка удивился. Семён тогда молодой был и Горлукович его просто уничтожал. Как-то играли против «Балтики», за которую выступал нападающий Дмитрий Голубов. Тренер перед матчем говорит Андрею: «Семёнов!!! Если Голубов хоть один раз мяч примет, то следующие десять игр будешь на трибуне сидеть!». Смотрю, Семён побледнел. Его вообще в то время часто трясло, он постоянно был на нерве. Может, поэтому и начал быстро расти. Есть такого плана футболисты, которые должны быть зажаты в тисках, чтобы сохранять максимальную концентрацию. 

– Запредельные нагрузки на сборах принесли свои плоды в чемпионате?

– Физически я чувствовал себя отменно. Но по ходу чемпионата в команде возникла не очень позитивная атмосфера, результата не было, мы располагались в зоне вылета. Горлукович вёл себя как диктатор, игроки его просто боялись. После его отставки в том же 2010 году команда раскрепостилась и в концовке чемпионата мы выиграли семь игр из восьми буквально на одной ноге, сумев спастись от вылета во второй дивизион. Вот тогда я понял, что эта физическая готовность всё же принесла свои плоды.

Сергей Нестеренко: Мечтаю об аншлаге на «Динамо»

– Ты забил тогда решающий гол, позволивший СКА сохранить прописку в первой лиге…

– Это случилось на финише сезона в матче против астраханского «Волгаря». Нам победа была нужна как воздух. Если бы проиграли, то теряли бы шансы остаться в первом дивизионе. Вратарь Юрченко, который сейчас выступает за «Енисей», а в то время защищал цвета «Волгаря», выбил кулаком мяч. Я его подобрал, подработал и левой ногой пробил в верхний угол. Этот гол так и остался единственным в той игре.

– В начале твоей карьеры был и казанский «Рубин», в котором не удалось закрепиться. Что не сложилось?

– В «Рубин» попал после двух сезонов, проведённых в барнаульском «Динамо». Был такой турнир «Надежда», на котором я выступал в сборной зоны «Восток». На нём меня и приметил селекционер «Рубина», пригласил в Казань. А до этого там уже год отыграл Саня Яркин, с которым мы вместе тренировались у Горбунова. Естественно, с ним советовался, он рассказывал об обстановке внутри клуба. И я уже ехал в Казань именно для того, чтобы работать с Курбаном Бердыевым. Это вообще топовый тренер. Могу сказать, что за год, который я там провёл, получил огромный багаж футбольных знаний. Саня Ерохин тоже говорит, что Бердыев – самый сильный из тех, под руководством которых он играл. В плане тактики, объяснения игрокам, что нужно делать на поле. В первый год моего пребывания в Казани, конечно, чувствовал, что абсолютно не готов играть в «Рубине». Прежде всего психологически. В итоге провёл в составе казанцев всего два матча.

– Зато один из них в Еврокубке…

– Да, был тогда такой турнир – Кубок Интертото. Бердыев выдал мне большой аванс, выпустив на 60 минуте домашнего матча против венгерского «Залаэгерсега». К тому времени счёт был уже 2:0 в пользу «Рубина», задача, по сути, была решена. Помню, я вышел бледный, всего трясёт. Рядом играл опытный защитник Андрей Фёдоров, который сразу крикнул: «Главное – слушай меня!» Так под его руководством и отбегал 30 минут. В следующем 2008 году в «Рубине» собрался чемпионский состав, пришли Семак, Ребров, Карадениз, Рыжиков. Я провёл с командой все три сбора, уже почувствовал, что могу раскрыться при определённом доверии тренера. Но Бердыев решил отдать меня в аренду в хабаровскую «СКА-Энергию», чтобы получить игровую практику в первой лиге.

– В армейском клубе ты провёл почти девять сезонов, став одним из лидеров команды. Можешь сказать, что Хабаровск стал твоим вторым домом?

– Конечно. В администрации клуба были люди, которые по тридцать лет там работали. Это правильные, искренние люди армейской закалки, у которых я многое перенял. Там я провёл не только свои лучшие футбольные годы, но и научился каким-то жизненным понятиям.

– Хабаровск сильно отличается от Барнаула?

– В Хабаровске суровый климат – дико жаркое лето и очень морозная зима, что влияет на менталитет местных жителей, которых мы всегда в шутку называли суровыми хабаровчанами. У них есть либо чёрное, либо белое, либо хорошее, либо плохое. Они не видят каких-то оттенков или полутонов. В бытовом плане жизнь там очень дорогая. А что касается развития футбольной инфраструктуры, то за последние три года Хабаровск очень сильно шагнул вперёд в этом плане.

– Какие чувства были, когда узнал, что больше не будешь играть в СКА?

– Очень сильно расстроился. Осадок какой-то остался, но сейчас он уже прошёл. В любом случае такова футбольная жизнь. Есть о чём жалеть, но то, что было дано, перевешивает.

– Тяжело было вновь привыкнуть ко второй лиге?

– В организационных моментах да. Но я в этом плане никогда не был избалован каким-то шиком. В Хабаровске тоже было много неудобств, связанных с перелётами. Обычно летали восемь часов до Москвы, там сидели семь-восемь часов в ожидании пересадки до условного Волгограда. Единственное, что в Барнауле сразу бросилось в глаза, – это отсутствие сборов. А в остальном – те же гостиницы, самолёты. Стадионы только несколько отличаются.

Сергей Нестеренко: Мечтаю об аншлаге на «Динамо»

– Дебют в родном «Динамо» чем-то запомнился?

– Конечно. Я застал ещё футбольный бум, выйдя на поле в 2005 году. Это был матч-открытие сезона против красноярского «Металлурга». Перед игрой не спал, меня жутко лихорадило. На трибунах собралось 14 тысяч зрителей, для меня – 18-летнего пацана – это была просто фантастика. Благодаря такой любви болельщиков команду знали по всей России.

– Из записей своих матчей какую хотели бы посмотреть в первую очередь?

– Часто пересматриваем кубковый матч барнаульского «Динамо» с новокузнецким «Металлургом-Кузбассом» в том же 2005 году. Играли при полном стадионе, наш Антон Кобялко, который выступал тогда за Кузню, забил из-под меня гол. Саня Яркин сравнял счёт, а в серии пенальти «Металлург» всё же взял верх, и в следующей стадии принимал у себя дома московский «Локомотив». Этот матч с Антоном постоянно вспоминаем и всем рассказываем. У его родителей до сих пор хранится видеокассета с этой записью, которую мы всё хотим оцифровать. Думали, что никогда в нашей карьере такого уже не будет. Но в прошлом году, когда открывали «Калининград-Арену», Кобялко вышел на поле при 30 тысячах зрителей и забил гол за «Балтику».

– Футбольная жизнь подарила много друзей?

– Абсолютно. У меня всё окружение связано с футболом. Близкие друзья – Кобялко, Яркин, Старков, Городов, Гарбуз. Мы отдыхаем вместе в отпуске, проводим праздники. Помимо земляков близко общаюсь Женей Луценко, Сашей Димидко.

– Что волнует игроков «Динамо» в преддверии, пожалуй, главного матча года в рамках 1/16 финала Кубка России с «Оренбургом»?

– Сколько людей придёт на стадион. Пацаны мечтают, чтобы были полные трибуны. Конечно, нам будет тяжело. Но после игры с «Томью» у каждого всё равно есть какая-то толика надежды на благоприятный исход.

Сергей Нестеренко: Мечтаю об аншлаге на «Динамо»

– Игра с «Томью» многим напомнила недавнюю историческую победу россиян над испанцами…

– По сценарию матч, пожалуй, получился один в один. Так же всю игру оборонялись. Физически наша команда вообще не устала, несмотря на большой объём работы. А вот психологически было очень тяжело сохранять максимальную концентрацию. У меня потом такое опустошение было, два дня приходил в себя. Единственное, в кои-то веки команда добралась до такой стадии и очень хотелось, чтобы в Барнаул приехал какой-то раскрученный бренд типа «Зенита», «Спартака», «Локомотива». Здесь бы город, наверное, с ума сошёл. Хотя и перед матчем с «Оренбургом», говорят, большой ажиотаж ощущается, люди билеты уже давно раскупают.

– Нет ощущения, что чемпионат отошёл на второй план?

– Возможно, но всё равно в конце сезона нас будут судить по результатам в чемпионате. А нынешнее место не удовлетворяет ни игроков, ни руководство клуба, ни болельщиков. Кубок – такой турнир, где какая-то особая «химия». Очень часто команды из низших лиг побеждают более статусных соперников. В Хабаровске мы тоже «обжигались» на командах второй лиги. Тем не менее, не могу сказать, что настраиваемся на игры в чемпионате и Кубке как-то по-разному.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *