Сосна меняет место жительства. В Алтайском крае внедрили новый способ лесовосстановления

Сосна меняет место жительства. В Алтайском крае внедрили новый способ лесовосстановления

Четыре лепестка, похожие на четыре совковые лопаты и, в принципе, выполняющие ту же функцию,  вонзаются в землю и соединяются. Миг – и в воздухе большой ком земли. А внизу осталась аккуратная ямка – как раз под новую сосенку, пока еще растущую под линией электропередачи и даже не подозревающую, что ей придется сменить место «прописки».

Места под ЛЭП и около железнодорожного полотна – защитная зона. Там не должны расти деревья. Поэтому энергетики регулярно вырубают самовольно выросшие сосенки. А у предприятия «Алтай-Форест» другая проблема. Есть площади, заросшие лиственными породами, на которых необходимо восстанавливать хвойники. Для того чтобы засадить эти площади маленькими сеянцами, необходимо провести громадную работу – расчистить, вспахать, высадить сеянцы и потом гадать – приживутся или нет. Решились на эксперимент: а что если высаживать уже крупные деревья, способные через 7 – 10 лет обсеменить площади? Восстановление леса пойдет дальше естественным путем.

Заместитель генерального директора по лесопользованию предприятия «Алтай-Форест» Дмитрий Гуляев рассказывает:

– Идея засаживания таких участков крупномерами возникла еще в 2011 году у сотрудников Сибирского института леса Вячеслава Тараканова и Юрия Ильичева. Вместе с гендиректором «Алтай-Фореста» Николаем Бушковым они начали ее разрабатывать. Однако руками пересадить полутораметровое деревце так, чтобы не повредить корни, выкопать и притащить его с комом земли очень сложно. Поэтому в прошлом году мы купили специальную машину, которая поможет выкопать нам дерево максимально щадяще.

Крупномерами там считают все, что выросло выше метра. И машину покупали исходя из этих же соображений. «Оптимал-880» (так называется приспособление) навешивается на трактор МТЗ-82. Все, можно пересаживать деревья с диаметром ствола до 12 сантиметров. Специалисты говорят, что более крупные может пересаживать аналогичная машина, только захват лепестков у нее должен быть больше.

Стоимость агрегата – около 2 млн рублей. Плюс необходимо учесть цену трактора, который работает с «Оптималом». Интересуемся, сколько деревьев в день может высадить такая машина. Говорят, все зависит от того, как далеко от места высадки растут деревья.

– В мире эти технологии используются давно. Видите эти насаждения? Они сделаны полтора года назад, теперь растут. А мы использовали посадочный материал, который в противном случае был бы уничтожен. То есть мы дали деревьям вторую жизнь, пересаживая туда, где не будет нормального лесовосстановления. Берем деревья с перспективой роста. Они просто меняют место жительства, – поясняет гендиректор «Алтай-Фореста» Николай Бушков.

Говорить про экономику еще рано, считают на предприятии. Да и дело в данном случае не в деньгах. Там заинтересованы в восстановлении территорий вырубок и гарей. Пока это нетрадиционный способ, однако нужно использовать разные возможности, чтобы помочь природе.

Гудит трактор, легко входят лепестки в еще не замерзшую землю. Тракторист внимательно смотрит, чтобы сосенка оказалась точно по центру машины, поправляет широкие лапы, чтобы не сломались. Раз – и вот уже хвойное деревце, названное громким словом «крупномер», стоит обнятое заботливыми лепестками машины как в материнских руках. Так его и доставили на новое место жительства, аккуратно поставили на место.

Здравствуй, сосеночка! Отходи от испуга, знакомься с соседками, перекочевавшими сюда в прошлом году. Укрывай лапами бойких синиц, заглядывающих на ночевку. С новосельем!

*   *   *

Кстати

«Алтай-Форест» озаботился и еще одним нововведением. Предприятие строит новый комплекс, который будет производить тепло и электро-
энергию из древесных отходов (часть – лесосечные, остальные – от деревообработки), которые не годятся ни в какую переработку. Готовность комплекса – 95 процентов. В ближайшее время его будут запускать, однако точные сроки зависят от приезда швейцарского специалиста. Потребитель – собственное производство.

– Сегодня порубочные остатки, чтобы очистить от них лесосеки, просто сжигают на месте. А мы будем их дробить в мелкие фракции и получать пользу. От лесопереработки, к примеру, сюда пойдет кора. На нашем предприятии давно используются безотходные технологии, а теперь мы хотим использовать абсолютно все, – рассказал Николай Бушков.

Стоимость объекта – 250 млн. Просчитанный срок окупаемости комплекса – восемь с половиной лет. Это не экономически обусловленная необходимость, а попытка обеспечить экологическую безопасность используемой территории и предприятия.

– Экологическое законодательство ужесточается и в дальнейшем будет только строже. Это шаг на опережение, – резюмировал Бушков.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *