Спасли «Москву»: капитан теплохода рассказал, что происходило в ураган на Оби

Спасли «Москву»: капитан теплохода рассказал, что происходило в ураган на Оби
Фото Андрей КАСПРИШИН
Спасли «Москву»: капитан теплохода рассказал, что происходило в ураган на Оби

Спасли «Москву»: капитан теплохода рассказал, что происходило в ураган на Оби

Спасли «Москву»: капитан теплохода рассказал, что происходило в ураган на Оби

Теплоход «Москва-176» восстановился после шторма, обрушившегося на Барнаул 23 июня, и на этой неделе снова отправился в рейсы по своему обычному расписанию. С прежним экипажем и бессменным вот уже 32 года капитаном Алексеевым. Интернет-сообщество нарекло его героем. Нет, пожалуй, другого слова для человека, который в самый разгул стихии спасал людей, забыв о себе.

«Ошибался, значит»

Со своим теплоходом Геннадий Николаевич неразлучен большую часть жизни. Любит его трепетно, так, словно он живое и родное существо. Помнит до сих пор, как вместе с коллегой в 1986 году ездили в столицу получать две новенькие «Москвы» № 175 и 176. По каналам перегоняли их до Рыбинска, там грузили на баржи, передавали морякам, а дальше – Северным морским путем через Скандинавию в Обскую губу, где в Салехарде два капитана уже встречали красавиц и шли своим ходом до Барнаула. Дорога заняла месяц.

На верхней палубе, пока безлюдной, гуляет нежный ветерок, «Москву» едва покачивает на волне успокоившейся Оби,  словно и не она несколько дней назад неистовствовала и швыряла сильные суда как игрушки.

Команда докладывает: стекла вставлены, оборудование и бортовое оснащение исправны, теплоход может идти в рейс. Из потерь один лишь спасательный круг с надписью «Москва». «Могут вернуть, если кто найдет, а могут и на память оставить. Не беда, у нас запасные есть», – улыбается невозмутимый капитан. Эту способность сохранять спокойствие собеседник натренировал во время службы на Тихоокеанском флоте. В 70-е годы, когда газеты не писали еще об авариях на атомных подводных лодках, бывало всякое – экипаж, в состав которого входил моторист Алексеев, и горел, и тонул…

– Я ж когда с океана на реку пришел, думал, все, работа у меня теперь спокойная будет. Ошибался, значит. И река иногда свой норов показывает. Но не могу без воды, да и не пробовал, если честно, всю жизнь здесь, – не стесняясь, признается вдруг в любви к водной стихии собеседник.

Казус Деревнина

Чтобы послушать, о чем говорит товарищ, на верхнюю палубу поднялся сменный капитан-механик Валерий Деревнин – вместе с Алексеевым они работают уже более тридцати лет. Своим появлением Валерий Петрович разрушил патетику момента: под глазом у него красовался роскошный синяк. Над казусом этим потешаются сейчас те, кто не знает о переделке, в которой побывала «Москва».

– Ну, как вам сказать, откуда синяк… Суматоха-то была какая. Мне надо было и в машинном отделении следить, чтобы двигатели не заглохли, и трюмы проверять на предмет возможных пробоин, и спасжилеты людям выдавать и помогать надеть, у кого не получалось. Болтало сильно, спасательные плотики летали, пассажиры падали – их тоже нужно было как-то поддерживать. Я не помню, сколько раз туда-сюда пришлось бегать. Уже когда опасность миновала, посмотрел на себя в зеркало – синяк. Когда и где успел его поставить – понятия не имею. Но жена моя даже вопросов по этому поводу не задавала. Знала, что произошло. Живы все, и слава богу.

«Москва» готова отправиться в Рассказиху, а по возвращении «встанет на прогулки», как речники называют экскурсионные рейсы по Оби. Лето для них самая горячая пора, пять рейсов в день – это нормально.

Пока не началась посадка, есть время разговорить капитана, тем более что судьба у него – на три обычных хватит. Семнадцатилетним уехал из Барнаула на Дальний Восток – романтика в чужие края потянула, окончил мореходное училище, ходил на рыбацких судах. Срочную отслужил на ТОФ в экипаже номерного атомного подводного крейсера. После демобилизации вернулся в родной город – родители попросили. И сразу пришел устраиваться на работу в речпорт. Женился. Геннадий и Ольга Алексеевы вырастили двух дочерей – Наталью и Татьяну, а сейчас у них уже три внучки и внук.

«Попросил у них прощения»

Синоптики не всегда могут назвать точно время и силу удара природной стихии, иначе не оказалась бы «Москва» в самый разгар шторма на середине полноводной Оби. Скорее всего, она вообще бы не вышла в тот субботний прогулочный рейс со 108 пассажирами на борту.

– Мы отправились по расписанию в 20.00, ураган нас накрыл уже на обратном пути в 21.00. Шквальный ветер, огромные волны до неба – теплоход словно щепку бросало из стороны в сторону, – вспоминает капитан. – Сколько по Оби хожу, не видел такого никогда. Но «Москва» – надежный теплоход, ни разу за 32 года меня не подвел. Я знал, что он справится и с этим штормом. По-настоящему страшно стало, когда в пассажирском салоне началась паника. Сильной волной выдавило стекло, и пассажиры вдруг стали бить окна.

– Геннадий Николаевич, зачем, как вы думаете?

– Говорю же, запаниковал народ. Логику поведения в состоянии всеобщей паники искать бесполезно. Наверное, думали, что спасутся, если выпрыгнут. А куда прыгать-то, если тьма непроглядная кругом? Я не мог покинуть рубку. В такой ситуации следить нужно в оба, концентрация на пределе. Как мог по громкой связи успокаивал людей, рассказывал о том, что происходит, какой надежный теплоход «Москва». Уже когда все немного успокоились, объяснил пассажирам, что закрытые окна задерживают воду, не дают захлестнуть теплоход. Что я еще мог сказать им? Когда пришвартовались, попросил у них прощения за экстремальную прогулку.

Двести спасжилетов

В районе Зеленого Клина Алексееву удалось прижать корабль к берегу, чтобы переждать в относительно спокойной гавани пик стихии. Получасовая передышка стала спасением для пассажиров и экипажа. Позже, анализируя ситуацию, специалисты Барнаульского речного порта единодушно подтвердят: это было то единственно верное решение, которое и принял капитан «Москвы».

Когда буря немного поутихла, экипаж продолжил путь от Зеленого Клина в порт назначения. Едва отчалили,  в дверь капитанской рубки стали ломиться, буквально выламывая ее. Один из пассажиров, мужчина в изрядном подпитии, бросился к Алексееву с угрозой: «Если тронешься с места – убью. У меня дети, учти».

Капитан, не переставая следить за фарватером, спокойно ответил: «У меня тоже, и внуки дома ждут». Возможно, ровный голос Алексеева остудил паникера – тот вернулся на свое место, а теплоход пошел нужным курсом.

Увы, для многих экскурсантов прогулка по реке – это еще и повод изрядно выпить. Проходить на борт с крепким алкоголем нельзя, экипаж при посадке просит людей оставлять его на берегу, да разве уследишь за всеми… И вот ведь какое совпадение: многие пассажиры просто не могли самостоятельно надеть спасжилеты! Пока моторист-рулевой Алексей Портянкин пересчитывает их – ровно двести, на всех, и даже с запасом! – примеряю один. Абсолютно простая конструкция, легкая в использовании. Если, конечно, человек не пьян и не паникует.

Да здравствует капитан!

Высадив пассажиров «Москвы», Алексеев по рации выяснил, что помощь нужна людям, унесенным ветром на прогулочной веранде «Барракуда». Буксировочный катер оторвался в момент ее столкновения с опорой моста через Обь, после чего неуправляемую платформу дрейфом носило по реке. Пассажиры в пабликах писали о своем страхе, о том, что люди, падая, получали травмы и порезы. На помощь дрейфовавшим пришли самоходный паром «Мурена» и вовремя подоспевшая «Москва» – в штормовых условиях она смогла подойти вплотную бортом и эвакуировать около восьмидесяти оставшихся пассажиров. Экипаж в составе трех человек справился и с этой внештатной ситуацией. Спасли всех. Если бы это был вузовский экзамен по психологии, речники за свою выдержку и отвагу наверняка получили бы «отлично».

В финале старого фильма «Экипаж» есть кадры, в которых пассажиры Ту-154, севшего в экстремальных условиях с оторванным хвостом, спасенные, обнимают командира корабля Тимошенко, подбрасывают в воздух. Очень жаль, что не было нас рядом, но почему-то кажется, что финал барнаульской истории был таким, каким его описывают очевидцы:  красивым, счастливым и трогательным. На причале речного вокзала люди обступили капитана и его коллег, благодарили, плакали, называли их героями, признавались, что уже не верили в свое спасение и теперь будут отмечать свой второй, один на всех, день рождения. Вот что написала в соцсетях, вернувшись с речной прогулки, Регина Гемар, оказавшаяся во время шторма на борту «Москвы»: «Капитан – молодец, конечно, прибил её к берегу! Был бы другой на его месте, может, иначе все вышло бы… В самый пик шторма люди уже думали, как своих детей спасать, как чужих детей спасать, но у нас не было сильной паники… Спасибо двум мужчинам, которые сидели рядом, помогли и жилеты правильно затянуть, и успокаивали как могли. Это второй день рождения для нас, ведь могли и перевернуться, а мы плыли посередине Оби… Ещё раз спасибо капитану!»

– Не знаю я ничего про героизм, не про меня эти слова, – отмахивается капитан Алексеев, похоже, так и не научившийся за долгую свою жизнь на реке принимать комплименты и благодарность. Человек, который, спасая других, рисковал собой, совершив два экстремальных рейса подряд.

Руководство Барнаульского речного порта ходатайствует о награждении Геннадия Николаевича Алексеева. В пресс-службе губернатора Алтайского края также подтвердили, что героя ждет награда. На наш взгляд, самой точной будет формулировка «За мужество и героизм, проявленные при спасении людей».

Справка
В результате мощного урагана, обрушившегося на Барнаул вечером 23 июня, было нарушено электроснабжение, повалены деревья, повреждены часть ЛЭП и линии коммуникаций. На реке во время шторма оказались теплоход «Москва» и прогулочная веранда «Барракуда» с пассажирами на борту – все спасены. В кратчайший срок последствия стихии были устранены.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *