В Барнауле станцуют «Жар-птицу»

В Барнауле станцуют «Жар-птицу»
Фото Евгений НАЛИМОВ

В конце ноября ансамбль русского танца «Огоньки» краевой филармонии представит новый балет «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского. Мы побывали на репетиции и узнали у хореографа-постановщика Антона Дорофеева, к чему готовиться зрителям.

Правда, сперва попали на первую примерку костюма: в новом спектакле солисту ансамбля Александру Штребелю предстоит сыграть «нечисть», так что его мерцающее сценическое облачение украсили темными пятнами и выразительными «когтями». Пока мастерицы швейного предприятия по телефону согласовывали с петербургской художницей Екатериной Малиновской-Угленко размер пятен, ширину галифе и другие детали, постановщик фотографировал артиста в лучах софитов, чтобы понять, как костюм будет смотреться на сцене.

Антон Дорофеев говорит, что сам иногда рисует эскизы декораций (он даже поступил в училище им. Рериха, а потом все же выбрал хореографию). Но в данном случае все должно быть сделано на высоком профессиональном уровне. Художница придумала интересную действенную сценографию, которая будет меняться в течение спектакля.

Для «Огоньков» это уже третий балет, создаваемый при поддержке Министерства культуры РФ, и второй – на музыку Стравинского. Главный балетмейстер ансамбля Ирина Менялина признается:

– Музыка для «народного» коллектива сложная, но ребята справляются. Мы раньше работали с петербургским балетмейстером Надеждой Калининой – ей нравятся «Огоньки», но в этот раз она оказалась занята и сама порекомендовала нам Антона. Ну, на постановщиков нам везет – для него просто не существует мелочей! Мы бы с удовольствием поработали с ним еще.

Молодой петербургский балетмейстер с солидным послужным списком сначала приехал в сентябре буквально на три дня, чтобы распределить роли, посвятить артистов в свой замысел и провести первые репетиции. А с 21 октября репетиции здесь идут практически без выходных: материал большой, артистам нужно многое запомнить.

– Пока я сочиняю весь спектакль целиком, может быть, грязно, с какими-то недоделанными эпизодами. Дальше будет прогон, который я целиком сниму на видео, чтобы потом что-то вычищать, менять, усиливать и усложнять. Так я обычно работаю, – объясняет Антон Дорофеев.

– Стравинский писал эту музыку для дягилевских «Русских сезонов в Париже». Как справляются наши «Огоньки»?

– Шикарно справляются! У них есть свои особенности и плюсы, и один из главных – открытая энергетика. В народном танце она очень хорошо работает, и мы будем двигаться в эту сторону. А что касается технических моментов, то все решают репетиции. Задача хореографа – выгодно представить артистов зрителю.

Хотя материал предложила филармония, Антон говорит, что музыка «Жар-птицы» давно была у него в плеере, а в его жизни часто бывает, что любимое произведение через какое-то время воплощается в проект. От либретто Михаила Фокина постановщик отказался и написал свое, взяв за основу характер музыки Стравинского и, конечно, главные темы – Ивана, Кощея и других персонажей: «У нас в спектакле иначе появляется Царь-девица, многое будет по-другому. На увертюру я делаю своеобразный пролог. Я отталкиваюсь от музыки, а она идет от темного к светлому – как наш герой Иван уходит от каких-то печальных переживаний и тревог, встречая истинную любовь, которая побеждает зло. Все это есть в музыке Стравинского, а я пытаюсь выразить ее в танце».

Что касается стиля, то постановщик обещает современную пластику: «У нас есть разные персонажи: люди, герои, нечисть, сама Жар-птица, и у каждого свои черты. Например, Жар-птица единственная будет танцевать на пальцах».

Премьера нового хореографического спектакля – 22, 23 и 24 ноября. Кроме того, к Новому году ансамбль «Огоньки» восстановит свой балет «Конек-Горбунок» на музыку Родиона Щедрина, поставленный Надеждой Калининой.

Справка
Одноактный балет «Жар-птица» написан молодым Стравинским для дягилевских «Русских сезонов в Париже». Либретто по мотивам русских народных сказок создал хореограф Михаил Фокин, однако сюжетные ходы в нем были лишь предлогом для создания зачарованного царства и образа волшебной птицы. Премьера состоялась в 1910 году и принесла композитору известность.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *