Вопрос недели: как отучить россиян звонить Путину?

В России состоялась очередная прямая линия с президентом Владимиром Путиным. Традиционно вопросы президенту задавали и жители Новосибирской области. Несмотря на ежегодный формат, количество обращений не уменьшается

Вопрос недели: как отучить россиян звонить Путину?

Фото: kremlin.ru

В четверг, 7 июня, прошла очередная прямая линия с президентом России Владимиром Путиным.

«Люди массово стараются «прорваться к Путину» из-за представления о «хорошем царе», который единственный способен окоротить «плохих бояр», и до него поэтому обязательно надо достучаться», — полагает московский политолог Аббас Галлямов. — Это один из главных национальных архетипов. Надежды на бюрократическую вертикаль у них нет. В сегодняшней России вообще очень странным образом сочетаются тотальное недоверие к политической системе и абсолютная вера в Путина, который эту систему создал и возглавляет», — уверен эксперт.

РБК Новосибирск обратился к экспертам, бизнесменам и депутатам с вопросом: что надо сделать, чтобы «звонок Путину» перестал быть главной надеждой недовольных россиян?

Александр Козлов, депутат Законодательного собрания НСО, зампредседателя комитета по соцполитике:

— Подобные прямые линии порождают систему безответственности чиновников любого ранга. Люди думают, что только президент может решить назревшие проблемные вопросы.

Это неверный подход. Президент должен решать вопросы, которые приходят к нему через институты власти. С одной стороны, это хорошо, но каждый должен сам отвечать за свой участок работы. Кроме того, правительство или министры могут на некоторые вопросы ответить более профессионально.​ Задачи президента — гарантировать реализацию конституции в стране и следить за исполнением своих указов.

Сергей Трапезников, директор ООО «Родники Сибири», член комиссии по вопросам развития науки и образования Общественной палаты Новосибирской области:

— Отучить людей невозможно, но можно снизить количество обращений в десятки раз за счет улучшения работы региональных властей. Сейчас они работают по каким-то критериям эффективно, но, видимо, неэффективно с точки зрения людей. Между тем люди видят, что первое лицо является гарантом исполнения любых поручений.

В сложившейся системе, как и в любой другой, всегда будут находиться люди, которые будут обращаться к президенту с просьбой решить свои проблемы.

Александр Бурмистров, депутат новосибирского горсовета:

— Нужно передать финансирование и реальные полномочия по решению вопросов местного значения в муниципалитеты. А у нас даже детские площадки во дворах ставятся по федеральной программе! Сейчас главная задача любого руководителя — привлечь от начальников более высокого уровня финансирование на свою территорию. В селе без главы района не залатать яму на центральной площади, в мегаполисе без поддержки президента — не открыть новую станцию метро. С точки зрения стабильности и управляемости работа в таком ручном режиме понятна, с точки зрения задач развития — уже нет. На местах мало что решается. Люди это видят, вот и звонят президенту. К кому им еще обращаться?

Олег Щербаненко, директор «Городского центра развития образования»:

— Отучать не нужно и невозможно это сделать. Это национальная черта, общая «забава». Вот приедет барин, он нас рассудит.

Доверие людей первому лицу государства обусловлено исторически. Много поколений наших граждан так воспитывалось — это закрепилось на генетическом уровне. И это нормальная черта, русскому человеку нужно в кого-то верить.

Пройдет еще некоторое время, сменится несколько поколений, и эта черта сама уйдет по объективным обстоятельствам.

Денис Иванов, ресторатор:

— Раз россияне звонят президенту, раз такие линии проводятся — значит такая форма взаимодействия нужна. Хотя я считаю, что любой человек должен проблемы решать внутри собственной системы. Например, обратиться в общественную приемную губернатора или мэра. Может люди просто не знают или не верят, что обращение к местным властям может помочь в решении проблемы. Но практика показывает, что подобные жалобы рассматриваются и власти стараются выполнить все, что в их силах.

Игорь Украинцев, председатель экспертного совета фонда «Сибирская политика»:

— Пока такой формат присутствует, наверное, отучить невозможно. Потому что это обусловлено психологией человека «верой в Деда Мороза». Кто-то вырастает и перестает в него верить, а кто-то продолжает надеяться на то, что волшебник может подарить какое-то большое благо. При этом ситуация парадоксальная: есть общая усталость и неверие людей в эффективную работу системы, но в то же время надежда на то, что именно президент их проблему может решить.

Если, конечно, прямую линию запустить на постоянной основе: раз в месяц, раз в неделю, от нее устанут. Только тогда люди перестанут писать и звонить президенту.

Александр Новокрещенов, профессор кафедры государственного и муниципального управления СИ РАНХиГС:

— Вопросы действительно решаются, поэтому ничего с этим делать не нужно. Обращения к губернатору или мэру не действуют так эффективно, в отличие от обращений к президенту, у которых постоянно положительный эффект. Проблема в разнице уровней. Можно попросить что-то у властей своего региона, но они ответят, что «средств нет». В то время как президент может дать поручение, которое необходимо будет исполнить.

Субъект федерации обладает ограниченными финансовыми ресурсами, которые строго регламентированы. Поэтому местные власти несколько связаны по рукам в вопросе решения особенно острых проблем, если те не подпадают под какую-то категорию запланированных финансовых трат.

Дмитрий Прибаловец, депутат новосибирского горсовета:

— Чтобы перестали звонить Путину, необходимо улучшить работу муниципальных и областных органов власти. Сами вопросы можно разделить на две категории: требующие федеральной помощи и те, которые можно решить силами местной власти.

Если бы руководство субъекта федерации учредило похожую прямую линию, то это поспособствовало снижению входящих вопросов к главе государства.

Также было бы неплохо устроить аналог такой линии с участием всех глав субъектов, чтобы они смогли обратиться к президенту с насущными проблемами.

Читать по теме: Достучаться до Кремля: на кого россияне жалуются президенту

О чем новосибирцы просили Путина во время «прямой линии»

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *