Активное освоение северного морского пути стало важнейшей стратегической задачей России. Руководством страны четко обозначена цель – довести к 2024 году объемы перевозимых по нему грузов до 80 миллионов тонн. И во многом обеспечить загрузку должны крупные инвестиционные проекты, реализуемые в Красноярском крае. Кстати, как и более века назад – тогда важнейшим портом северного транспортного коридора и центром торговли с Европой имел все шансы стать Енисейск, отмечающий в нынешнем году 400-летие. Енисейская флотилия на улице Береговой в 1900-е годы. Фото: Из фондов Красноярского краевого краеведческого музея
Это были далеко не прожекты. В своих очерках известный общественный деятель, публицист Михаил Миндаровский, живший и работавший в то время в Енисейске, рассказывает, что под строительство будущего порта, способного принимать морские суда, в 1914 году городская дума выделила земли, и даже были ассигнованы 200 тысяч рублей на первоначальные земляные работы.
Проведенные экспедиции – в 1894-1896 годах исследователя Вилькицкого, а позднее в 1912 году инженера Близняка – показали, что идущие по северному морскому пути суда грузоподъемностью до двух тысяч тонн могут свободно проходить до самого Енисейска. Нужно лишь организовать не слишком затратные работы по расчистке Осиновских перекатов.