Зерновой спринт

Сибирский зерновой рынок в ожидании роста стоимости ценной пшеницы и муки. Из­за весенней непогоды и осенних дождей в урожае ­2018 преобладает зерно 4 класса, что нетипично для макрорегиона

Зерновой спринт

Особенность текущей уборочной кампании в Западной Сибири — смещенные на две недели сроки созревания и уборки зерновых культур из-за весенней непогоды, обильные дожди в августе и сентябре. «Только за 20 дней сентября выпало в среднем 80 процентов месячной нормы, а по северу и в степной части края — до 1,9 нормы. В связи с этим на среднемноголетний темп уборки аграрии Алтайского края вышли лишь к 17 сентября», — комментирует ход уборочной кампании врио первого заместителя председателя правительства Алтайского края Александр Лукьянов. А Красноярский край, наоборот, столкнулся засухой: с мая по июль зерновые погибли на площади 16,35 тыс. гектаров.

В этих условиях успех уборочной кампании зависел только от того, насколько теплой и сухой окажется осень. И погода не подвела. Правительства зерновых флагманов Сибири — Омской и Новосибирской областей, Алтайского и Красноярского краев — еще в конце сентября заявили о том, что аграрии полностью обеспечат внутренние потребности территорий в сырье. «По предварительному прогнозу, планируется получить валовой сбор зерна 2,3 млн тонн в бункерном весе, вес после доработки составит 2,1 млн тонн зерна. Ожидаемый сбор зерна закроит потребность области в семенах, фураже для общественного животноводства, личных подсобных хозяйств и для производства хлебобулочных изделий. Объем зерна урожая 2018 года на свободную реализацию и для расчетов с кредиторами составит 816,1 тыс. тонн», — отметил министр сельского хозяйства Новосибирской области Евгений Лещенко.

К 3 октября сибирские аграрии успели обмолотить чуть больше 2/3 площадей — 6,2 млн гектаров, или 69,7%, от уборочной  площади против 8,2 млн годом ранее. При ожидаемом урожае в 3 млн тонн сельхозпроизводители Омской области собрали к 1 октября 1,53 млн тонн зерновых и зернобобовых культур, притом, что в 2017 году на эту дату аграрии получили 3,05 млн тонн.

«Валовой сбор зерновых и зернобобовых составил 3,78 млн тонн. В разрезе культур: пшеницы получено 1,66 млн тонн, овса — 582 тыс. тонн, ячменя — 352 тыс. тонн. Сбор зерновых зернобобовых культур в этом году ниже уровня 2017 года, когда на 1 октября мы получили 3,84 млн тонн. Это обусловлено как погодными условиями, так и изменением структуры посевных площадей в сторону увеличения посевов высокомаржинальных технических культур», — объясняет врио министра сельского хозяйства Алтайского края Александр Чеботаев.

 

Зерновой спринт

Зерно не дозрело

Согласно официальным данным региональных правительств средняя урожайность зерновых и зернобобовых в этом году выше прошлогодней — 18,2 ц/га против 16,6 ц/га в 2017 году. Например, в Омской области она составляет 16,9 ц/га, что на центнер выше, чем в 2017 году. Урожайность яровой пшеницы — 16,3 ц/га (в 2017 году — 15,8 ц/га). Наибольшей продуктивности — свыше 20 ц/га — достигли хозяйства Омского, Нижнеомского и Горьковского районов. Самая же высокая средняя урожайность в Сибири, как и годом ранее, зафиксирована в Красноярском крае — 23,6 ц/га. Аграрии Ужурского района получили 39,7 ц/га, Емельяновского района — 29,2 ц/га, Нижнеингашского района — 26,4 ц/га.

Впрочем, не все участники рынка согласны с официальной статистикой. «Я не вижу высокой урожайности пшеницы. Не знаю, как считает региональный Минсельхоз, но по нашему Краснозерскому району Новосибирской области урожайность примерно на центнер ниже, чем в прошлом году. Хуже и качество зерна. До сих пор кое-где на полях стоит недозревший урожай», — констатирует председатель совета директоров ОАО «Половинновский элеватор» Денис Субботин.

На низкое качество зерна указывает и председатель совета директоров новосибирского мукомольного предприятия «Авангард» Олег Евсюков: «Качество пшеницы в этом году низкое, доминирует 4 класс. Даже если у зерна высокое содержание клейковины, отстают другие показатели. Например, из-за высокой влажности число падения пшеницы ниже нормы. Муку из такого зерна не сделаешь».

Впрочем, региональные власти оптимистично ожидают, что удастся сохранить большую часть собранного урожая. В регионе достаточно мощностей для подработки и сушки зерна, их общая производительность — 120 тыс. тонн в сутки. Это позволяет вести уборку при сложных погодных условиях. В прошлом году хозяйства приобрели и смонтировали сушильных элеваторных мощностей на сумму более 1 млрд рублей. За последний месяц приобретено и монтируется порядка десяти сушилок и сушильных комплексов», — подчеркивает Александр Чеботаев.

По данным на 27 сентября, филиал ФГБУ «Россельхозцентр» по Новосибирской области проверил 83,9 тыс. тонн пшеницы, или 15,3% от валового сбора. Доля зерна 2 класса составила 0,1% (50 тонн), 3 класса — 34,4% (28,9 тыс. тонн) притом, что год назад она достигала 51%, 4 класса — 48,3% (40,6 тыс. тонн), 5 класса — 17,2% (14,4 тыс. тонн).

В Алтайском крае доля 3 класса чуть выше — 38%. 40% собираемой пшеницы приходится на 4 класс. «В сравнении с прошлым годом качество зерна ниже из-за вымывания азота в почве, вызванного ее переувлажнением в весенний период, а также недобора культурами суммы эффективных температур», — объясняет Александр Чеботаев. При этом в алтайском филиале ФГБУ «Центр оценки качества зерна» отмечают, что в зерне 4 класса белка содержится на 1,5–2% больше, чем в прошлом году. По этому показателю зерно соответствует требованиям, предоставляемым к сырью на экспорт.

Руководитель зернового направления Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Олег Суханов одной из причин снижения качества зерна в Сибири видит в экономии бизнеса на семенах и удобрении. «Чем больше хозяйства, тем больше убытки в случае неблагоприятной рыночной конъюнк­туры. Получив невысокий финансовый результат от продажи зерна и продуктов его переработки в прошлом году, некоторые крупные холдинги сэкономили в этом году — не стали покупать высококачественные семена, импортные семена заменили отечественными. Мы это наблюдали как в Центральной России, так и в Сибири», — говорит эксперт.

По словам Олега Суханова, в этом году в России пшеница 3 класса доминирует только в Поволжье — Самарской, Саратовской, Волгоградской областях.

 

Будет мука

Снижение доли пшеницы 3 класса не приведет к дефициту зерна в Сибири, уверен президент Союза зернопереработчиков Алтая Валерий Гачман. «Сибирские сельхозпроизводители всегда стараются придержать качественное зерно до появления лучшей цены на рынке. Осенью прошло года мы столкнулись с тем, что на Алтае вдруг исчезло зерно с высоким содержанием клейковины. И для формирования помольных партий вынуждены были покупать пшеницу в Красноярском крае. Однако в феврале на алтайском зерновом рынке вновь появились предложения качественной пшеницы. Правда, алтайские аграрии тогда прогадали: цена на зерно к этому времени заметно упала», — напоминает эксперт.

Сейчас, по данным минсельхоза и продовольствия Омской области, пшеница 3 класса на территории региона продается по цене 8,1–9,5 тыс. рублей за тонну с НДС, 4 класса — 7–7,8 тыс. рублей. Это на 30–35% дороже, чем год назад. В Новосибирской области пшеница 3 класса в среднем стоит 8,2 тыс. рублей, 4 класса — более 6,9 тыс. рублей. В Красноярском крае аграрии продают зерно 3 класса за 7 тыс. рублей, зерно 4 класса — за 7,3 тыс. рублей.

«В сентябре на зерновом рынке Алтайского края преобладали положительные тенденции. К концу прошлого месяца закупочные цены на пшеницу 3 класса сложились на уровне 8,2 тыс. рублей за тонну без НДС, на пшеницу 4 класса — 6,7 тыс. рублей. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года цена на 3 класс выросла на 2,3 тыс. рублей, на 4 класс — на 1,6 тыс. рублей. Тем не менее, цены на зерно в Алтайском крае значительно ниже, чем в европейской части и южных регионах России. Продовольственная пшеница дешевле на 2,5–3 тыс. рублей, а фуражная — на 3–3,4 тыс. рублей», — отмечает Александр Чеботаев.

По итогам уборочной кампании эксперты прогнозируют дальнейший рост цен на качественное зерно, который скажется и на стоимости муки. «Мы надеемся, что цены на зерно и муку продолжат расти. С начала августа мука подорожала с 13,5 тыс. рублей, до 15,5 тыс. рублей за тонну. Это позволяет мукомолам работать с рентабельностью 5–8%. На дальнейший рост будет влиять покупательская способность сибиряков. Потребителю трудно объяснить, почему при столь низкой официальной инфляции мука стала стоить дороже. Трудно объяснить это мукомолу и ритейлеру», — говорит Валерий Гачман. «Примерно на 15% цены выросли на пшеницу в европейской части страны после завершения уборочной кампании, такой же рост мы прогнозируем и в Сибири», — заключил Олег Суханов.

 

Зерновой спринт

Экспортное настроение

В отличие от прошлого года, когда Сибирь столкнулась с перепроизводством зерна, и федеральным властям пришлось спешно решать проблему дефицита зерновозов, в этом году эксперты не прогнозируют серьезного давления на рынок нового урожая. «Переходящие остатки зерновых культур на 1 июля составляли 906 тыс. тонн, в том числе 423 тыс. тонн государственного интервенционного фонда. По состоянию на 21 сентября на элеваторах и хлебоприемных предприятиях осталось на хранении 362,5 тыс. тонн», — рассказал Евгений Лещенко. На 1 октября на хлебоприемных предприятиях и элеваторах Красноярского края размещено 467,4 тыс. тонн зерна федерального интервенционного фонда (ФИФ), что на 80 тыс. тонн меньше уровня 2017 года. Ожидается, что к 1 января 2019 года запас ФИФ на территории края сократится до 375 тыс. тонн.

«Россия в высокой степени — экспортоориентированная страна. И хотя Сибирь находится далеко от портов, так или иначе она включена в этот процесс. Если даже сибирское зерно трейдеры не продают за границу, им замещают то зерно, которое уходит на экспорт. Мы ожидаем, что спрос и цены на зерно в этом году будет выше прошлогодних», — прогнозирует Олег Суханов из ИКАР. «Сейчас спрос на сибирское зерно гораздо выше, чем в прошлом году. Страна собрала урожай меньше, чем в 2017 году, а объемы экспорта зернотрейдеры сокращать не хотят. И правильно делают», — подчеркивает Валерий Гачман. В настоящее время пшеница 4 класса на мировом рынке стоит 220–230 долларов за тонну, что на 20–35 долларов дороже, чем год назад.

Региональные минсельхозы рассчитывают часть собранного в этом году зерна поставить за границу. Власти отмечают неуклонно растущие объемы экспорта и расширение географии продаж. По данным управления Россельхознадзора по Омской области, за восемь месяцев текущего года объем экспорта зерна и продуктов его переработки составил 305 тыс. тонн. Это на 59%, или 113 тыс. тонн больше, чем за весь 2017 год. В этом году регион начал отгружать ячмень в Иран, а чечевицу — в Алжир. Есть предварительная договоренность о поставках зерна на экспорт в Китай, страны Северной Африки и Средиземноморья.

Новосибирские экспортеры до конца года планируют поставить за границу более 300 тыс. тонн зерна. Регион экспортирует зерновые и масличные культуры в Китай, Монголию, Азербайджан, Казахстан, Литву, Данию, Латвию, Саудовскую Аравию, Египет, Турцию, Германию. Прорабатывается вопрос о поставках в Афганистан и Иран.

А красноярский бизнес планирует отгрузить за пределы региона 500 тыс. тонн зерновых и масличных культур текущего урожая. «Как правило, 70–80 процентов объема отгрузки приходится на пшеницу, 10–15 процентов — на ячмень, от 5 до 20 процентов — на остальные культуры. Отгрузку планируется осуществить в более, чем 30 регионов России, а также на экспорт, в первую очередь, в Китай и Монголию», — отметил исполняющий обязанности заместителя председателя правительства Красноярского края — министра сельского хозяйства и торговли Леонид Шорохов.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *