Открытие выставок «13+1» и «Дорога домой» получилось не по-барнаульски светским


Фото Олег БОГДАНОВ

В Выставочном зале барнаульского музея «Город» открылись две выставки: экспозиция известного мастера аэрографии члена Союза художников Ивана Ильющенко под названием «13+1» и «Дорога домой» Александра Гордиенко, представляющая в основном его акварели.

Новая волна

Открытие получилось не по-барнаульски светским, что не могли не отметить коллеги двух авторов. Впрочем, непривычно и то, что на стенах зала – как большеформатные гиперреалистические работы на фанере Ильющенко, порой с использованием декоративной штукатурки, так и стремительные пейзажные зарисовки Гордиенко на листках размером с фотокарточку (и фотографически точные).

– Долгие годы художественную жизнь Алтайского края и Барнаула определяли порой люди без серьезного образования. В последние 50 лет благодаря Новоалтайскому училищу у нас всё больше профессиональных художников, – напомнил на открытии председатель Союза художников Алтая Дмитрий Петренко. – Но после открытия Института архитектуры и дизайна АлтГТУ началась совершенно новая волна. Эта выставка радует с самого начала: очень современно, не похоже на других и общая атмосфера оставляет приятное впечатление.

Оба автора – выпускники ИнАрхДиза, дизайнеры по образованию. Но Иван Ильющенко уже неплохо известен публике как художник, на коллективных выставках последних лет (в том числе на ярких молодежных биеннале «Аз.Арт. Сибирь») его работы невозможно было не заметить и не запомнить, и дело тут не только в материалах и технике исполнения. Александр Гордиенко же, как гласит аннотация, «балансирует между искусством и дизайном», и всё то, что сейчас можно увидеть на стенах выставочного зала, рождалось в свободное от работы в дизайн-бюро время. Но и его теперь очень рассчитывают увидеть в рядах местного Союза художников уже в этом году.

Странные задачи

Известный график и преподаватель ИнАрхДиза Николай Зайков заметил: «Немного жаль, что вас здесь двое, – на самом деле, вы могли бы организовать это пространство и по отдельности».

Идея такого сотрудничества возникла у Ивана Ильющенко: ему предложили сделать персональную экспозицию, а он засомневался, что сможет заполнить весь огромный зал музея «Город», и пригласил поучаствовать своего бывшего конкурента в граффити.

Сперва в глаза бросаются те самые большеформатные работы на фанере: серии, посвященные рукам, архитектуре, эффектные ню. Но на самом деле смысловой центр выставки – графические зарисовки Ильющенко из недавних путешествий по 13 странам (в списке – Италия, Франция, Греция, Германия, Марокко, Танзания, Малайзия и так далее). Улочки, соборы, древние стены, горожане, обычные местные будни, выхваченные цепким взглядом художника и быстро набросанные в блокноте линером, иногда с акварелью. И при всём этом очевидном интересе к пейзажу Иван Ильющенко – тот редкий алтайский художник, которому совершенно не интересно писать горы маслом на холсте!

– Я для себя ставлю странные задачи. В графике для меня главное – попасть в перспективу и пропорции, чтобы картинка получалась почти фотографичной, – объясняет Иван. – Если раньше это был очень грубый эскиз, то сейчас мои зарисовки становятся всё сложнее, и их всё больше. Появился азарт – захватить как можно больше интересных мест, и из таких зарисовок собралась выставка.

Впрочем, нестандартные задачи художник ставит и в более известных своих работах, и чтобы понять это, достаточно прочитать подробное авторское пояснение к картине «Ну что, поехали!» (фанера, аэрография, лак), на которой изображены мужские руки с ключом зажигания.

Синдром самозванца

Если для Ильющенко эта экспозиция – своего рода промежуточные итоги, то для Александра Гордиенко, чьи работы расположились в основном на колоннах, – заявка на новый статус. На вопрос, зачем вступать в Союз художников, автор отвечает:

– Если хотите, это синдром самозванца, хочется быть настоящим художником (смеется). Я дизайнер коммерческой иллюстрации, это немного не про «художества». С профессиональной стороны я знаю, как себя оценить, а вот с творческой…

Надеемся, художник все же лукавит: на его счету не только лайки в Instagram, но и мастер-классы по «гонзо-акварелистике», его собственному изобретению, по аналогии с гонзо-журналистикой, где торжествуют субъективный стиль и непосредственное участие автора в описываемых событиях.

– Это как репортажный жанр, только в акварели: быстро где-то проехал, что-то увидел, иногда не можешь даже остановиться, но вид тебя зацепил, – объясняет Гордиенко. – Иногда это делается по фотографиям, снятым на скорости 80 километров в час, где всё размыто, а впечатление осталось.

Эти акварели-впечатления поразительно конкретны и точны. Гордиенко стремительно набрасывает цветом знакомые барнаульские задворки, балконы и крыши, монгольские закаты, дорогу в Горный Алтай. И если вам доводилось бывать в тех местах, вы узнаете если и не конкретный дом или холм (что тоже вполне возможно), то уж атмосферу точно. Кажется, сам предгорный воздух сгустился в сериях листочков 9х14 см, сделанных в Аскате или Чарышском районе.

– Я всё это назвал «акварельные карапульки»: когда учился, расход материалов был большой, а хорошая акварельная бумага дорогая. Начал искать компромиссы, а из этого целое направление вышло, – говорит художник. – И удобно: положил в карман – и куда-нибудь поехал.

В зале музея «Город» также можно увидеть линогравюры Александра на архитектурные темы, серию горных пейзажей в технике диатипии и работы из цикла «Город в огне», на которых проявляются силуэты сгоревших барнаульских памятников деревянного зодчества.