Разводы, нервные срывы и аутизация: к чему приведет самоизоляция


22 апреля 2020 г.

Педагог-психолог бердского центра «Перспектива» Жанна Повисок перечислила основные проблемы, с которыми общество столкнётся после выхода из режима самоизоляции – это рост числа разводов, психические проблемы, нервные срывы и аутизация подростков.

— Идёт четвёртая неделя самоизоляции. Сейчас говорить о каких-то правилах, о том, как должна строиться дистанционная работа, уже поздно. Кто-то почерпнул информацию в интернете, кто-то – опытным путем стабилизировал отношения в семье. Мы, как педагоги-психологи, знаем, что при поступлении в детский сад, в школу, есть определенный период адаптации, который имеет свои сроки. Как правило, он проходит успешно. Но иногда возникает и дезадаптация. Но остается вопрос: завершился ли уже период адаптации и адаптировались ли мы к новым условиям? – говорит Жанна Паулевна.

Шестого апреля, когда вся страна внезапно перешла на дистанционное обучение, в большинстве семей наступил кромешный ад. Висящие сайты, сбои системы, детские капризы, отсутствие качественной обратной связи с учителем – это только верхушка айсберга. Сети заполнили мемы на тему дистанционного обучения, по мессенджерам кочевали голосовые сообщения от родителей учителям. Например, такие: «Мы не будем так заниматься! Это неудобно! Мы все переругались, Вова всем делает нервы. Мы так заниматься не будем. Вот всё закончится, пусть идёт в школу и там учится». «А нельзя так: пусть дети идут в школу, а школу закрыть на карантин? И пусть они там учатся. Я бы кушать носила им с удовольствием, всем четверым!».

Разумеется, ситуация, в которой мы все вынуждены находиться, весьма стрессовая. В один момент изменился привычный уклад жизни и отговорки типа: «Я всё время работаю, зарабатываю деньги, мне некогда заниматься детьми», больше не актуальны. Времени – вагон. Так что же мешает? Скорее всего, этот период надолго станет объектом пристального изучения психологов, которые, к слову, также продолжают работать удалённо и проводят дистанционные консультации – по телефону, в вотсапе, по скайпу.

— Сейчас нас беспокоят три категории людей. Первая – люди с неуравновешенной психикой: сейчас на них обрушился огромный поток негативной информации. Возникает тревога — такие люди подвержены большому риску. Но это больше относится к области психиатрии.

Вторая категория – семьи. Самоизоляция – определённое испытание. Вскрылись некоторые вещи. В частности, вдруг выяснилось, что семья, оказавшись в изоляции, не может находиться друг с другом долго. Более того, не могут находиться с собственными детьми. Сейчас выясняется, что родители хотят заниматься своими детьми, но при этом, чтобы те посещали детские сады и школы. Находиться длительно с собственными детьми оказалось очень сложно. Выясняется, что многие вещи мы реализовывали во вне. Из семьи несли свою злость, к примеру, на работу. Потребность в заботе тоже могли реализовывать за пределами семьи. Сейчас этого нет: круглые сутки люди оказались вынуждены находиться в тесном контакте со своими домочадцами. И выяснилось, что это непросто.

Третья категория, за которую переживают психологи – подростки.

— Нынешние подростки – поколение «Z». Подростки поколения «Z» очень эгоистичны и обидчивы. Это поколение одиноких людей. Но при этом речь идёт о добровольном одиночестве. Сейчас есть ещё и формальные рамки. Современные подростки не хотят говорить даже по телефону, им проще написать. У них выпадает огромный блок вербального общения. Самоизоляция еще больше усугубляет ситуацию. В результате такие дети плохо чувствуют другого человека и, естественно, не могут строить своё поведение в соответствии с тем, какую информацию подаёт этот человек, — говорит Жанна Повисок.

Психолог уверена, что по окончанию периода самоизоляции мы столкнёмся с массой проблем.

— Прежде всего, это отразится на подростках, которые рискуют ещё больше уйти в себя. Наступит ещё большая «аутизация».

Второе опасение: часть семей распадётся. Увеличения числа разводов из-за самоизоляции, по мнению психологов, вполне вероятная перспектива.

— Если в такой ситуации семья удержалась «на плаву», это будет говорить о том, что это очень крепкая семья. Я работаю с детьми с ОВЗ. Такие семьи очень часто распадаются. Но если супруги остаются вместе и вместе растят больного ребенка – для меня это идеальные семьи. Таких – немного. Увы, трудности зачастую приводят к тому, что супруги не могут оставаться вместе, — рассуждает психолог.

— Разумеется, это отразится и на детях. Будет разбалансировано психо-эмоциональное состояние детей. Этого я, как детский психолог, опасаюсь более всего. В том числе мы можем получить и расстройства личности.

По мнению психолога, дистанционное обучение принесло и позитивные плоды. В частности, учителя отмечают, что дети учатся работать самостоятельно. Ещё один плюс: родители, столкнувшись с тем, что им приходится заниматься образовательным процессом самостоятельно, научатся ценить труд педагогов.

— Сейчас родители жалуются, что у них не хватает терпения на одного-единственного ребенка, хочется назвать его всякими словами. А теперь представьте, что в классе их по 30 человек!

Наталья Маланова