Ретропутешествие по страницам «Алтайской правды» военных лет

Этим материалом мы продолжаем своеобразное ретропутешествие по страницам «Алтайки» военных лет. Уже не раз страницы нашей столетней газеты становились отправной точкой для «архивных детективов». Благодаря старым публикациям в «АП» мы прослеживали судьбы героев былых времен, узнавали об их достойных потомках. Толчком для журналистских расследований могли стать не только очерки и репортажи, но и совсем небольшие заметки и даже отдельные фотографии. Как, например, в этом случае…

Перелистывая подшивку «АП» военного времени, я вдруг встретила знакомую фамилию. Правда, под фотографией делегатов первого краевого съезда молодых рабочих среди прочих значился «машинист паровозного депо ст. Рубцовка тов. Перцов». Я же знала о рубцовчанине Перцеве. Заметка, озаглавленная «Достойно встретим 25-ю годовщину ВЛКСМ», развеяла мои последние сомнения: она содержала фрагмент выступления «М. Перцова» (опечатка в публикации «АП»). Значит, это действительно был отец Нины Михайловны, моей бывшей коллеги из газеты «Вечерний Рубцовск».

О чем говорил в начале октября 1943-го на съезде молодых рабочих машинист Михаил Перцев? Конечно же, об экономии топлива, о «перевыполнении скорости», об инициативах рубцовской молодежи.

«Мы решили через стахановские школы, через кружки технической учебы, путем обмена опытом подготовить ряд молодых рабочих разных профессий; образцово подготовить весь инструмент и рабочее место к работе в зимних условиях к 15 октября, сэкономить не менее 30 тонн топлива и к 25 октября отдать его в наркомовский фонд», – цитировала «АП» речь машиниста.

Слова о подготовке к зиме вызывали смутные воспоминания… Ну конечно же, именно в связи с зимой я находила несколько лет назад упоминание фамилии Перцева в рубцовской газете «Большевистский призыв» от 
21 сентября 1941 года! Но звали героя не Михаилом – речь в заметке шла об его отце: «Машинисты паровозного депо Ефим Петрович Татаринцев, Иван Сергеевич Мальцев, Иван Иванович Перцев первыми отказались от получения зимней спецодежды и призвали всех своих товарищей отдать ее в фонд обороны. Больше ста человек различных специальностей железнодорожного узла отказались от получения зимней одежды и передали ее в фонд обороны. В результате этого по паровозным бригадам поступило 70 штук полупальто, 35 штук ватных фуфаек, 35 ватных брюк, 75 пар валенок». Арбузы и молоко, мед и варенье, подушки и полотенца, деньги и облигации – это и не только отдавали в фонд обороны рубцовские железнодорожники.

Наверное, когда машинист Иван Перцев выступал со своим почином, он думал о сыне Сергее… Младший лейтенант, заместитель командира роты Сергей Перцев погиб под Смоленском 24 февраля 1942-го. Судя по всему, он заменил в бою погибшего командира: в донесении о потерях его имя стоит рядом с именем комроты Николая Силина.

– И мой дед, и отец работали машинистами на железной дороге, – рассказала Нина Аляба. – Отец был секретарем комсомольской организации депо во время войны. Когда погиб Сергей, он водил поезда на фронт… Третий брат, Виктор, тогда еще учился в школе.

Стиль и орфография приведенных документов сохранены.