Россияне на самоизоляции продолжают сметать с прилавков мыло и водку

Ажиотажный спрос на товары «для карантина» в России остался в прошлом. Большая часть сметаемых ранее с прилавков товаров теперь продается хуже обычного, за исключением влажных салфеток, мыла, молока и водки.

Россияне на самоизоляции продолжают сметать с прилавков мыло и водку
© pixabay.com

Таковы результаты исследования продаж повседневного спроса в крупнейших розничных сетях России. По данным ритейл-аудита компании Nielsen, с 6 по 12 апреля 2020 года по сравнению с аналогичной неделей 2019-го продажи выросли на 8,5% в натуральном выражении, что можно считать рубежом, переход которого ознаменовал окончание ажиотажного спроса.

Исследователи отмечают, что в предыдущие недели темпы роста продаж достигали 20%, 30%, а в некоторых регионах и 40%. Пик пришелся на 12-ю неделю года, когда продажи риса превышали прошлогодние показатели на 224%, гречки — на 221%, макарон — на 192%, сахара — на 138%, туалетной бумаги — на 11%. Теперь же все эти товары в минусе. От -20% на туалетную бумагу до -4% на сахар.

На 15-й неделе повышенный спрос сохранялся только на четыре товара. Это молоко (+17%). На него ажиотажного спроса и не было, максимум 22% на 14-й неделе. Это мыло (+18%), рост спроса на которое на пике достигал 102%. Это водка (+22%), здесь максимальный рост спроса был отмечен на 14-й неделе — 34%. И влажные салфетки — единственный товар, который после падения с пиковых 150% стабилизировался на 50-процентной отметке и даже немного подрос на 15-й неделе (с 51% до 55%).

По данным опроса потребителей, из-за пандемии 71% чаще моют руки, 43% используют санитайзеры, 37% респондентов чаще убираются. Кроме того, уже 50% респондентов в России покупали дезинфицирующие продукты для уборки или личной гигиены. Для сравнения: товарами повседневного спроса закупались 40%.

Также в период с 6 по 12 апреля продолжил развиваться тренд на приготовление пищи дома. Продажи муки выросли на 42%, смесей для выпечки — на 55%, добавок для выпечки — на 76%, ванилина — на 80%, дрожжей — на 148%.

По мнению исследователей, сравнивающих Россию с другими странами, вступившие в борьбу с пандемией несколько раньше, сейчас наша страна находится на середине пути, когда повышенный спрос ушел в онлайн-магазины, а в офлайне обратная тенденция, хотя местами ажиотаж пока сохраняется. Дальше нас ждет еще два этапа: ограничение походов в магазины и доступности доставки, рост обеспокоенности ценами и все это на фоне массового распространения инфекции и дальнейшего ограничения передвижения граждан. А затем со снятием карантинных мер — возвращение к обычной жизни. Но вместе с тем, считают авторы исследования, повышенное внимание к здоровью и личной гигиене у граждан останется, а логистика и роль интернет-торговли и санитарных норм изменится.