Свойства загадочной частицы Х(3872) исследовали сибирские ученые

Частица была обнаружена еще 17 лет назад, но до сих пор ученым не удавалось прийти к единому мнению о кварковой структуре этой частицы. Обычно на изучение новой открытой частицы уходит около двух лет.

Свойства загадочной частицы Х(3872) исследовали сибирские ученые
© pixabay.com

Коллаборация ЦЕРН (Европейская организация по ядерным исследованиям), в которую входят новосибирский ИЯФ СО РАН и НГУ, сообщила о новых данных, полученных при анализе частицы Х(3872). В частности, с помощью детектора КЕДР электрон-позитронного коллайдера ВЭПП-4М ИЯФ СО РАН специалистам CERN удалось с высокой точностью измерить один из параметров X(3872). Дело в том, что при большой массе ширина частицы настолько маленькая, что ее практически не видно.

– Гипотез о природе частицы X(3872) довольно много, но основных три, — рассказал главный научный сотрудник ИЯФ СО РАН, участник коллаборации доктор физико-математических наук Семен Эйдельман. — Например, гипотеза тетракварка предполагает, что частица состоит из с кварка и анти-c кварка, а также пары легких кварка и антикварка (u или d). Другая гипотеза описывает X(3872) как молекулу, то есть слабосвязанную пару очарованных мезон анти-мезонов (по аналогии с обычными молекулами). Третья гипотеза, которую выдвинул физик-теоретик Михаил Волошин (Университет Миннесоты), называется адрочармоний — состояние, в центре которого связанные c и анти-c кварки, а вокруг них облако легких пи-мезонов, то есть совокупность легкого адрона и чармония».

Семен Эйдельман пояснил, что сегодня физическое сообщество склоняется к мнению, что X(3872) — это и обычное связанное состояние c кварка и анти-c кварка, и молекула одновременно. То есть хитрое гибридное состояние, в котором иногда проявляются молекулярные свойства, а иногда свойства c и анти-c кваркония.

Ученые выяснили, что масса исследуемой частицы совпадает с суммой масс двух других частиц — D0 и D*0 (D-ноль-мезон и возбужденный D-ноль-мезон). Чтобы понять, является ли частица молекулой или нет, ученым предстоит попытаться определить разницу между массой X(3872) и суммой масс D0 и D*0 мезонов, и понять, положительная она или отрицательная. Следующий этап исследования – эксперимент на Большом адронном коллайдере, установке BESIII в Пекине и Супер B фабрике в Японии.

Недавно генетики из Академгородка предложили свое решение проблемы цитокоинового шторма – реакции организма на вирусную пневмонию, при которой риск умереть сильно возрастает. Он развивается у инфицированных covid-19.