Возьми меня на ручки: масс-маркет борется с пандемийной депрессией

О новой рациональности. На фоне «ковидной» пандемии странным выглядит рост предложения одежды для взрослых с мультяшными принтами, что точно не рационально. Дружба дизайнеров с Диснеем стоит покупателям дороже базового ассортимента. В чём может быть дело?

Чип и Дейл спешат на помощь

Футболку с мультяшными героями мне захотелось впервые. В детстве всё равно, что надеть, лишь бы мама на улицу отпустила. В подростковом возрасте надо срочно выглядеть старше, Чип и Дейл в этом точно помогут. А потом надо быть серьёзной, деловой этикет и сплошной дресс-код. Вплоть до этого года.

Приступ любви к Микки Маусу случился в разгар карантина. Выбор был сделан в мобильном приложении, а на примерку я отправилась позже, когда открылись магазины. Выбранной вещи там не было. Во время второго визита ассортимент принтованных вещей в магазине был уже другим, что странно. Коллекция выпускается под сезон и сильно не меняется.

Закралось подозрение, что в Новосибирск привозят то, что не смогли распродать в предыдущие периоды. Но на сайте магазина, где учтён весь ассортимент, тоже творилось что-то странное. Вещи с рисунками феи Динь-Динь, слонёнка Дамбо, оленёнка Бэмби добавлялись каждый день. Нарисованные и вышитые пайетками, чёрно-белые и разноцветные, на вещах с рукавом и без. По количеству они конкурировали с основной коллекцией. Это дарило призрачную надежду на дисконт. Вещь от Диснея в этой сети в два раза дороже базовой.

Разговор с продавцом.

— Девушка, так много принтов в этом странном сезоне, наверное скидки будут?

— Если только к новому году, у нас sold out почти каждый день.

— А вот эту вещь когда привезут?

—  А их уже не будет, в первый день раскупили. Давайте заказать попробуем, ваш размер как раз остался, остальных нет.

Ради интереса прошлась по торговому центру. Нашла мультяшных героев ещё в трех магазинах. На футболках и толстовках, пижамах и трусах. Масс-маркет упорно пытался переодеть взрослых людей в детские вещи больших размеров. Хотя, постойте, это же спрос рождает предложение.

Что это было?

Можно допустить, что у дизайнеров случилась кратковременное помешательство. Хотя, стоп, не они управляют бизнесом. Вероятнее всего, эта история была хорошо просчитана аналитиками, которые сделали упор на две вещи: люди перешли на удалённую работу, и людям страшно.

Пиджак плохо сочетается с домашними тапочками, а сидя в кресле по пояс в экране не чувствуешь потребности в стрелках на брюках. Самая удобная и видимая одежда для хоум-офиса – футболка. Так был выбран элемент гардероба, на который ритейлеры сделали ставку.

Теперь второй фактор – людям страшно. Они не понимают, что делать перед лицом нависшей опасности. Маски, санитайзеры, мытьё рук по локоть — это профилактические меры. Они увеличивают, а не гарантируют вероятность незаражения. Какой будет сила симптомов, что вирус сделает именно с твоим организмом, никто не знает. Когда это всё закончится, точно не известно. Добавьте к этому предчувствие неизбежности. Самая популярная фраза «все мы рано или поздно переболеем».

В этих условиях с психикой происходит самое неприятное. Взрослый человек перестаёт чувствовать себя взрослым. С одной стороны он продолжает выполнять профессиональные обязанности, зарабатывать деньги, покупать еду, готовить, заботиться о родных и близких. Но уверенности, что он сможет делать всё это завтра, уже нет. Вокруг все говорят о снижении зарплат, сокращениях, в обнимку с вирусом ходит тень дефолта, голода и разорения. Появляется ощущение беспомощности, бессилия.

Но мы через это уже проходили. Отгадайте, когда? В 90-х – первое, что приходит на ум. Вообще это нормальное состояние маленького ребёнка, в какой бы стране он не родился. В 3 года любой из нас был слабым и нуждался в поддержке взрослых – это было делом жизни и смерти. Когда родителей не было рядом, нас могли успокоить игрушки. С любимым мишкой не так уж и страшно. В детской психологии это называется переходный объект.

Увеличив ассортимент мультяшных героев, масс-маркет «разрешил» взрослым побыть детьми. Менеджер среднего звена не перестанет чувствовать себя беспомощным перед вирусом и всем, что он несёт, но с Микки Маусом от этого будет не так страшно.

«Ты ничего не можешь сделать в этой ситуации, и это нормально. Для любого это нормально», — это и есть главное послание вещей с принтами своим покупателям. Кому-то оно помогло снизить фоновую тревогу, расслабиться, почувствовать себя свободнее. Не кардинально, но до какого-то менее болезненного уровня. То, что нужно, чтобы снова стать взрослым.

Как это можно использовать в управлении?

Психическая зрелость связана со способностью устанавливать и следовать правилам. В каждом обществе есть свои нормы, благодаря которым всё идёт своим чередом, предсказуемо, прогнозируемо и спокойно. С приходом ковида всё встало с ног на голову, соблюдение норм никак не помогало реалистичному планированию, лишая нас уверенности в завтрашнем дне. На смену креативности и амбициозности пришла пассивность и потребность в руководстве.

Это стало большой проблемой для многих компаний, которые искали новые пути развития, но столкнулись с неспособностью сотрудников к генерации идей. Произошёл творческий ступор. Закручивание гаек его только усилило. В этом убедились те, кто вводил ежедневные отчёты и резиновый график 24/7. Когда нельзя так много, легче вообще ничего не делать.

Креативность может вернуться в команду только с возвращением контроля. И для этого не обязательно дожидаться полной победы над вирусом. Нашей психике всё равно, что взять в свои руки: возможность надеть футболку с детским рисунком или поиграть всем отделом в «Героев меча и магии», пообедать не по расписанию или поговорить не о работе.

Выпуск новых принтов замедлили холода, ажиотаж спал. Но новой тенденцией может стать что угодно, что улучшает настроение и будто даёт дополнительное пространство. Моя подруга вчера поставила ёлку. Владелица бизнеса между прочим, и дела у неё идут хорошо.