Закрытие рынков в Новосибирской области: о легитимности мер и последствиях

© Кирилл Канин

Закрытие рынков в Новосибирской области: о легитимности мер и последствиях

01 Май 2020, 06:00

Деятельность рынков в Новосибирской области приостановлена с 19 апреля на неопределенный срок постановлением губернатора. Основанием в том числе стало постановление главного санитарного врача региона, в котором речь идет об ограничениях на проведение религиозных обрядов и посещение культовых зданий. Публикуем мнение юриста о легитимности введенных мер и возможных социальных последствиях.

Деятельность рынков приостановлена постановлением губернатора Новосибирской области от 16.04.2020 № 56. Чтобы понять законность этой меры, обратимся к основаниям вынесения постановления. В качестве оснований указаны:

— Указ президента от 02.04.2020 № 239.

— Постановление Главного государственного санитарного врача Новосибирской области от 12.04.2020 № 4 (далее — постановление ГГСВ НСО от 12.04.2020 № 4).

Указ не содержит запрета на деятельность рынков. Более того, разрешает деятельность организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости. 

К ним относятся организации и индивидуальные предприниматели, обеспечивающие всю товаропроводящую цепочку таких товаров от производителя до конечного потребителя (Распоряжение правительства РФ от 27.03.2020 № 762-р (в ред. от 10.04.2020)).

Розничные рынки, торгующие хотя бы одним товаром из перечня товаров первой необходимости, к таким организациям относятся.

На рынке также действует товаропроводящая цепочка, по ГОСТу о требованиях при оказании услуг розничных рынков это называется торгово-технологическим процессом.

3 апреля Минпромторг РФ указал на недопущение закрытия рынков и ярмарок при соблюдении дистанции между продавцами, покупателями. Закрытие рынков и ярмарок, как отметил Минпромторг РФ, приведет к увеличению нагрузки на магазины, в том числе концентрацию покупателей в торговых залах (Письмо министерства от 03.04.2020 № МД-23185/15 «Об указаниях Минпромторга России по работе организаций и объектов, обеспечивающих функционирование товаропроводящей сети»).

12 апреля постановлением ГГСВ НСО № 4 рекомендовано ограничить лишь проведение религиозных обрядов и церемоний и приостановить посещение гражданами культовых зданий. На деятельность рынков постановление не влияет, а значит, не может быть легитимным основанием для введения ограничения работы рынков на территории Новосибирской области.

Остается непонятным, почему так расширенно было истолковано постановление ГГСВ НСО № 4 от 12.04.2020. С содержанием постановления можно ознакомиться на сайте Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области.

К чему может привести закрытие рынков?

Главным социальным назначением рынков является обеспечение запросов малоимущего населения. За счет меньших накладных расходов цены на ряд товаров на розничном рынке все же ниже, чем в сетевых магазинах. Закрытие рынков сделает недоступным ряд товаров для малоимущего населения.

Увеличение нагрузки на сетевые магазины спровоцирует рост цен на продукцию, не говоря уже о трудностях обеспечения профилактических мер по борьбе с коронавирусной инфекцией.

Работу розничных рынков ограничили, но не предусмотрели меры по реализации уже произведенной продукции, контролю за утилизацией испорченной продукции. Не у каждого товаропроизводителя есть возможность поставить свой товар в сетевые магазины и не каждый магазин готов принять этот товар.

В самом худшем варианте развития событий запрет на работу рынков приведет к торговле из-под полы в антисанитарных условиях, торговле испорченной продукцией, к социальной напряженности со стороны малоимущего населения и протестным настроениям продавцов.

Юрист компании «Юсконсалт» Дарья Девятых