Фото Олег БОГДАНОВ
В барнаульской галерее «Турина гора» открылась тематическая выставка «Эти белые цветы…», посвященная долгожданной весне и представляющая произведения живописи, графики и декоративного искусства. Участвуют художники из Барнаула и Бийска.
Как ни удивительно, но в выставочном зале скромных размеров удалось поместить около 70 работ. На стенах – живопись и графика, в подсвеченных нишах – керамика народных мастеров художественного промысла «Турина гора», пышные цветы из шелка и кожи и чрезвычайно натуралистичные букеты ландышей и подснежников из холодного фарфора. Участникам выставки тоже предложили явиться на вернисаж в белом. Художник Евгений Югаткин, пользуясь случаем, пришел в большом картонном цилиндре и дарил дамам бумажные цветы.
Куратор Екатерина Москвитина объясняет: «Есть в нашей галерее традиция в пору мартовских праздников открывать выставки, которые связаны с цветением.
А в этом году мне вдруг захотелось этой весенней чистоты и ясности и подумалось: почему бы не сделать выставку, где главным героем будет белый цвет, но поданный через какие-то цветы и художественные образы? Как будто мало мне было этой белизны за окном».
Кстати, у самих художников отношения с белым традиционно непростые.
– Что для живописца белый цвет? Это основа, грунт, на котором он пишет, – объясняет участник экспозиции график Евгений Югаткин. – Кто-то великий сказал: «Белила – это яд живописи». А без белил нельзя! Еще можно условно принять белый цвет за солнечный свет – так сделал художник Крымов, когда придумывал свою шкалу и создавал на этом основании целую школу…
Бывший юрист, а ныне мастерица керамической флористики Инна Зуева, чьи букеты заставляют сомневаться в их рукотворности, говорит, что и в этой технике белизна добавляет сложностей:
– Нужны сосредоточенность и большое внимание к деталям. И в белых цветах это особенно ярко проявляется: ничто не отвлекает яркими оттенками и любые огрехи, шероховатости, неровности очень заметны. В то же время мне хотелось передать особую чистоту белого цвета. Все это стало для меня определенным вызовом: как обыграть его, чтобы цветы остались «живыми», настоящими, не превратились в пластмассу или гипс?
Инна говорит, что фактурные стебли, листья и лепестки затем дополнительно тонируются масляной краской. Занимаясь керамической флористикой, можно почувствовать себя и скульптором, и художником. «И даже не нужно что-то выдумывать, достаточно просто идти за природой. Чем меня привлекают цветы из холодного фарфора – они не увядают».
А еще одна участница, Лариса Дровянникова, припомнила из школьного курса физики, что белый свет включает в себя весь спектр цветов. Потому и экспозиция, несмотря на свое однозначное название, оказалась неожиданно цветной, разнообразной и зрелищной.
Кстати, не все авторы принесли на нее классические «букеты». Екатерина Дёмкина выставила свою новую картину «Под парусом», в которой романтический морской пейзаж оттеняет натюрморт в желто-зелено-фиолетовой гамме.
– Это абсолютно свежая работа – и первая, которая родилась у меня на стихи, – рассказала нам Екатерина. – Если следить за моим творчеством, то она из ряда вон выходящая: другой стиль, образ, другое вдохновение, энергия. Даже цвет другой! Сегодня ее первый «выход в свет». Мне кажется, с нее у меня начнется какой-то новый этап. Это связано с внутренними изменениями, которые сразу же отражаются в живописи. Надеюсь, что в лучшую сторону!
В новой работе Александра Андрусенко «Рыжая в белых цветах и февраль» эти самые цветы и вовсе вытканы на шали героини и рифмуются со снежинками. Ольга Мирончук-Срданович показала абстрактные вещи. А Дарья Дёмкина представила композиции, в которых белые цветки играют чисто символическую роль, как крошечная ромашка в руке влюбленной девушки с одной из ее картин, дописанная буквально за три дня до вернисажа.
Выставка «Эти белые цветы…» работает до 11 апреля.