Чтобы привлечь инвесторов в ЖКХ, не нужно раздувать тарифы

Чтобы привлечь инвесторов в ЖКХ, не нужно раздувать тарифы

Термин «альтернативная котельная» вошел в оборот в конце 2016 года, когда Госдума приняла в первом чтении поправки в закон «О теплоснабжении». Суть АК заключается не в производстве или распределении тепловой энергии, а в новой модели определения ее стоимости. Естественно, у новой системы сразу нашлись как сторонники, так и противники, и главным аргументом последних стало якобы резкое повышение тарифов на тепло после введения АК.

Что такое АК и с чем его топят

Ключевая суть принятых поправок в закон «О теплоснабжении» в двух словах — сделать рынок тепловой энергии менее «государственным» и более «рыночным», а значит, привлекательным для инвесторов. Вместо ежегодного государственного регулирования тарифов производителей и продавцов тепла в перспективе предполагается установить некий предельный уровень цены на тепло, рассчитанный по тому самому методу «альтернативной котельной». Стоимость гигакалории определяется на уровне, после которого потребителю будет экономически целесообразнее отказаться от центрального снабжения и построить собственный источник тепла. Для производителей и инвесторов АК становится мотиватором вкладывать средства в отрасль: в этом случае сэкономленные, например, на внедрении сберегающих технологий деньги идут в их доход, а при действующей системе «Издержки плюс» достигнутая экономия при очередной тарификации нивелируется. Для потребителей, как уже было сказано, появляется выбор, чьими услугами пользоваться.

Вырастут ли цены?

В 2017 году эксперт рабочей группы «Качество повседневной жизни» Общероссийского народного фронта, депутат Госдумы Валерий Гальченко на расширенном заседании Экспертного совета при Комитете по энергетике Государственной думы заявил, что при введении АК в масштабах всей страны тарифы на теплоснабжение повысятся в среднем на 30% — и это может случиться единовременно, в течение года. В некоторых территориях, по его словам, подорожание составит 50–70%, а в числе самых проблемных в этой части регионов оказалась Сибирь: в Кемеровской области, например, предполагаемый рост тарифов достиг отметки в 105%. Депутат предложил выбрать пилотный город и протестировать новую систему на нем, прежде чем внедрять ее глобально.

Чтобы привлечь инвесторов в ЖКХ, не нужно раздувать тарифыСобственно, именно так энергетики и поступили, выбрав в качестве пилотного один из самых проблемных в области теплоснабжения городов, которым стал алтайский Рубцовск. Спустя год с небольшим после того, как новая система начала внедряться, обещанных скачков цен так и не случилось, но эта тема снова поднялась. Институт проблем естественных монополий выпустил свое исследование, в котором отметил, что для всех 19 городов, которые выразили желание стать «пилотными» для внедрения нового метода тарифного регулирования, переход на АК будет сопровождаться безусловным ростом цен — и опять в числе лидеров со знаком минус оказалась Сибирь. В том числе и города-миллионники.

Расчеты ИПЕМ провел с помощью специального калькулятора на сайте Минэнерго России. Рассчитав тарифы «альтернативной котельной» для 19 пилотных городов, эксперты сравнили их с текущими и пришли к выводу, что только в четырех из них дополнительный рост тарифов «впишется» в десятипроцентную отметку. Между тем само Минэнерго назвало эти расчеты некорректными из-за разной методологии учета тарифов.

Точка зрения энергетиков

Эксперты Сибирской генерирующей компании с такими пессимистичными прогнозами не согласились. Сценарий такого скачка цен, во-первых, одномоментного, во-вторых, спровоцированного исключительно по воле поставщика тепла, маловероятен. «Вопрос перехода на новую модель тарифообразования находится в компетенции власти. Такой переход возможен только при решении руководителя муниципалитета и согласовании губернатора. Только после решения властей можно будет говорить о планах, — аргументирует директор по тарифообразованию СГК Екатерина Косогова. — Мы со своей стороны делаем предложения о внедрении новой модели рынка тепловой энергии в большинстве городов своего присутствия, включая Новосибирск». Что касается индексации тарифов, представители СГК напомнили о том, что во всех регионах может быть применен понижающий коэффициент к стоимости «альтернативной котельной» в размере 0,7 или 0,5, что позволит избежать значительного роста тарифов. «Мы планируем рост тарифов на тепловую энергию не более чем на уровень инфляции плюс 1–3%, в контексте общей суммы платежки ЖКХ это совсем незначительное повышение, которое практически не повлияет на общую долю платежа в расходах домохозяйств», — комментирует Екатерина Косогова.

Потребитель сможет сэкономить, перестав платить за «обогрев улицы»

Еще одно несоответствие в исследовании ИПЕМ отметил директор новосибирского филиала СГК Андрей Колмаков. Институт не привел никаких исходных данных, на основе которых был получен вывод о якобы резком росте тарифа. Не был указан даже срок, в течение которого должны измениться цены: произойдет ли это за год, за 10 лет или за 50. Нельзя даже быть уверенными в том, что для всех городов указаны одни и те же сроки, ведь разница в полученных результатах слишком велика. Кроме того, не учтен и рост всех прочих цен, а также доходов потребителей — если предположить, что в течение срока, который требуется на внедрение АК, стоимость гигакалории вырастет на 10%, а средняя зарплата — на 20%, говорить о том, что доля оплаты ЖКХ в бюджете семьи растет, было бы в корне неверным.

Зачем это надо

Между тем переход на АК далеко не всегда означает рост цифр в платежке. Ключевая задача АК, которая уже не раз озвучивалась, — дать потенциальным инвесторам целесообразность вкладывать деньги в ЖКХ. В текущей системе расчетов такой целесообразности просто нет: вложив деньги в модернизацию системы ЖКХ, направленную на снижение издержек и потерь, инвестор своих денег никогда не отобьет — первая же индексация автоматически сбросит тариф, оставив маржу на прежнем уровне. А потребитель будет платить не только за те гигакалории, что он потребляет, но и за те, что теряются в результате износа и плохой оптимизации сетей. При новой системе инвестор, вложившись в обновление системы, получает разницу в качестве возврата инвестиций, а потребитель сможет сэкономить, перестав платить за «обогрев улицы».

«Говорить о наличии роста тарифов априори не совсем верно, — продолжает Екатерина Косогова. — Если речь идет о новой модели рынка, тарифообразовании по методу «альтернативной котельной», то в этом случае размер цены на тепловую энергию рассчитывается исходя из стоимости потенциального альтернативного источника теплоснабжения, и эта величина рассчитывается для конкретного города, То есть, например, если в городе N решили построить свою котельную на несколько кварталов, имеет значение, сколько будет стоить ее строительство, какие будут затраты на топливо, на его подвоз, зарплата сотрудников этой котельной. Тут, конечно, влияют географические факторы, но не в контексте севернее-южнее, а именно уровень зарплат, цены на материалы, преимущественный вид топлива, близость к месторождениям и т. д. Но так как по факту строить ничего не нужно, ТЭЦ у нас уже есть, мы можем позволить не продавать тепловую энергию по этой максимальной расчетной цене, а сделать ее значительно дешевле».

От малых городов к большим — или наоборот?

Пилотировать проект «альтернативной котельной» начали с малых городов, на данный момент эта схема внедряется только в Рубцовске, и ее развертывание еще не закончено. «Свой проект СГК там начала реализовывать еще два года назад, то есть до фактического перехода на новый метод тарифообразования, но из расчета, что он все-таки там состоится, — рассказывает Екатерина Косогова. — Сейчас проект практически завершен, и он действительно смог устранить большую часть проблем с теплоснабжением, которые были в городе, перевести ситуацию из критической с постоянными угрозами замерзания зимой к нормальному и стабильному функционированию системы. Если бы там не планировался переход на АК, проект не состоялся бы, потому что других механизмов возврата инвестиций не было, а без гарантии возврата средств ни один инвестор проект не начнет. Это касается и любого другого города. Поэтому считаем опыт Рубцовска положительным».

На данный момент, как сообщает СГК, ведутся переговоры с руководителями ряда сибирских городов, в том числе региональных центров. В их число входят Абакан, Барнаул, Красноярск, Новосибирск и другие. Возможность перехода на АК городов Кузбасса также обсуждается, но произойти это может только после отмены в Кузбассе механизма компенсации выпадающих доходов. Инициативу проявил поселок Линево в Новосибирске, документы для перехода на АК уже направлены в Минэнерго. Также на новый метод планируют перейти города Татарстана — например, Казань, Набережные Челны и Нижнекамск. «Кто будет следующим и когда этого можно ожидать, мы не можем сказать, так как эти вопросы напрямую зависят от готовности властей, — говорит Екатерина Косогова. — Мы предлагаем городам инвестиционные программы модернизации теплоснабжения, внедрение АК в данном случае — механизм, который позволит эти программы реализовать. Если руководители городов и регионов будут заинтересованы в них, мы готовы приступить к работе в любой момент, если же интереса не будет, мы сможем работать и в условиях текущего регулирования, но в таком случае о крупных инвестпроектах говорить не приходится по объективным причинам».

Основным эффектом крупных проектов, на которые и должна привлечь инвесторов «альтернативная котельная», по мнению СГК, должно стать повышение качества и надежности теплоснабжения. «Если говорить о долгосрочной перспективе, это поможет избежать больших проблем в будущем. Из ощутимого — станет меньше порывов на сетях, а значит, и меньше неожиданных и незапланированных отключений горячей воды и отопления», — резюмирует Екатерина Косогова.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *