Художественный музей показал первую экспозицию 1959 года

Художественный музей показал первую экспозицию 1959 года
Фото Евгений НАЛИМОВ

«Они были первыми» – так называется выставка в краевом Художественном музее, раскрывающая историю формирования его обширной коллекции. На ней представлены произведения из самой первой постоянной экспозиции, которая открылась для зрителей осенью 1959 года.

Начало

В той экспозиции, как сообщают сотрудники ГХМАК, было 156 работ. Сейчас – всего тринадцать живописных и три скульптурных произведения, таковы уж условия крошечного временного здания музея на улице Горького. Но даже эта скромная выставка позволяет увидеть работы классиков отечественного искусства, корифеев соцреализма, академиков и лауреатов Государственных премий. Сотрудники музея признаются, что и сами уже соскучились по крепкому реалистическому искусству, превосходной академической школе. Согласились с ними и зрители, пришедшие на открытие.

Говоря о первых поступлениях, стоит напомнить историю создания музея. Он открылся 6 февраля 1959 года на первом этаже жилого дома на проспекте Ленина, где позже в советское время располагался магазин «Алтайский каравай». Собственной коллекции у музея еще не было, так что открывался он выставкой шедевров Государственной Третьяковской галереи.

Созданию музея предшествовала инициатива местной интеллигенции и деятелей искусства, поддержанная краевыми властями. Директор ГХМАК Инна Галкина называет грандиозным содействие тогдашнего секретаря крайкома партии Василия Трушина. Велика его роль и в комплектовании коллекции:

– В регулярных поездках в Москву он отбирал работы, добивался их передачи из фондов Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа, Научно-исследовательского музея Академии художеств, – рассказывает Инна Константиновна. – Так у нас оказалась, например, работа Антона Рафаэля Менгса (крупнейший немецкий живописец эпохи классицизма. – Прим. авт.) – их во всей нашей стране единицы и одно из произведений хранится у нас.

Народные художники

Стараниями Трушина в музей попали полотна Матвеева, Тропинина, Маковского и Лактионова. Кстати, большая работа Лактионова под названием «Летом» на нынешней камерной выставке стала главной. Словом, когда осенью того же 1959 года открылась первая выставка из собственной коллекции, в ней было уже около 250 произведений, как говорит директор. Основные направления комплектования, заданные в те годы, остаются главными и по сей день: русское, советское искусство и произведения наших земляков.

Что можно увидеть в музейных залах сегодня? Авторы представленных работ – признанные классики отечественного искусства. Александр Герасимов – академик Академии художеств СССР, народный художник и лауреат четырех Сталинских премий – представлен пышным натюрмортом «Бледнеет ночь» 1959 года. Еще один академик Юрий Пименов, лауреат двух Сталинских премий, числившийся мэтром советского импрессионизма, – работами «Железнодорожная станция» и «Яблони в дождь», посвященными военному времени.

Произведения Александра Лактионова, несмотря на его статус народного художника, лауреата Госпремии и действительного члена Академии художеств, никогда не принимались единодушно, как говорят искусствоведы, и даже самая значительная картина «Письмо с фронта» сперва была воспринята критиками в штыки. Непростой была судьба и у полотна «Летом» начала 1950 годов, хотя сегодня, глядя на этот залитый солнцем пейзаж и портреты детей, не так-то просто понять логику тех лет.

В экспозицию вошли также авторская копия знаменитой картины «Делегатка» Георгия Ряжского 1920 годов, хранящейся в Третьяковской галерее, скульптурный портрет Ильи Репина работы народного художника СССР Матвея Манизера, «Натюрморт» Петра Кончаловского и другие, не менее выдающиеся вещи.

Как учебник истории

Писатель Анатолий Кирилин уверен, что любое искусство – это учебник истории, причем часто более точный, чем настоящий: «Историческая наука почти всегда на службе у властей предержащих, а искусство не обманет… Я вспоминаю, когда музей переехал в новый дом на площади Октября, при входе в постоянной экспозиции висела картина Лактионова. И я слышал те жаркие споры о ней: «…а, листочки все выписаны, этот несчастный соцреализм!» Сегодня картина Лактионова вызывает не просто умиление или какое-то прощение за эту «выписанность» травинок и строчек «Пионерской правды», а гордость за эпоху, особенно за тех, кто ее пережил. И эта эпоха светится во всех работах».

– Над выставкой работали не только наши молодые сотрудники просветительского отдела, блистательно справившиеся с отбором работ, но и хранители и реставраторы, которые привели каждую картину в экспозиционный вид. Потому что многие с тех незапамятных времен почти не выставлялись, – замечает замдиректора музея Наталья Царёва. – А такая выставка, пусть и камерная, позволяет нам показать работы, являющиеся образцами русского реализма. Конечно, мы скучаем по такому искусству, и видеть его в музейных залах большая радость. Мы хотели поделиться этой радостью в преддверии открытия нашего музея на площади Октября. Там будет постоянная экспозиция, и большинство из этих работ будут в нее включены.

Выставка «Они были первыми» работает до 19 апреля.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *