Как фирма «Пате» обманула сибиряков

Как фирма «Пате» обманула сибиряков

Сегодня, 27 августа, в День кино, мы вспомним, как в начале прошлого века кинематограф пытался завоевывать новые территории. Увы, шагнуть в массы ему мешали… вес и цена первых киноаппаратов. 

Для Сибири с ее огромной территорией решить вопрос демонстрации кино в удаленных уездах и волостях для сельского населения можно было только при помощи сельских передвижек. Но большинство продаваемых в России киноаппаратов стоили дорого, имели большой вес и были рассчитаны на питание от дорогостоящих и тяжелых аккумуляторов, которые в деревнях заряжать было невозможно.

В 1912 г. фирма «Пате» начала производство недорогих проекторов «Кок». Этот кинопроектор стоил 175 рублей и весил всего 14 кг вместе с динамо-машиной, используемой для накала источника света. Работал проектор от ручного привода, который одновременно приводил в действие и динамо-машину. Фильмы на этом аппарате можно было проецировать на экран размером 3 х 4 метра. Аппарат «Кок» был узкопленочным, рассчитанным на киноленты с особой перфорацией. Фильмы для него печатались на ацетатной негорючей пленке, что было несомненным достоинством.

Такие аппараты распространялись и на Алтае через представительство фирмы «Пате» Г.И. Заковского в Омске. Представительство Г.И. Заковского рекомендовало аппараты «Кок» общественным и казенным учреждениям, агрономам и кооперативным организациям, земским и переселенческим управлениям, кредитным товариществам. Научные, сельскохозяйственные и др. содержания ленты к показу на передвижном проекторе можно было также приобрести в Омске. Точное количество проданных на Алтае аппаратов «Кок» неизвестно. Видимо, таковой был приобретен для демонстрации кинематографа в Народном доме в алтайском селе Старая Барда.

Но аппарат «Кок» не смог внести существенный вклад в дело приобщения сельских жителей к кинематографу. Обладая хорошими техническими характеристиками, он мог демонстрировать фильмы, созданные только фирмой «Пате», а их производилось не так много, и они были очень дороги. Возможности обновлять репертуар были ограниченными. Работники просветительского кино быстро поняли, что стали жертвой ловкой спекуляции французской фирмы.

В России поборником и настоящим подвижником «Разумного кинематографа» был создатель крупнейшей кинофабрики А.А. Ханжонков. Он организовал собственное производство научных фильмов. В 1911 г. А.А. Ханжонков основал при своей кинофабрике Научный отдел, который на протяжении 5 лет выпускал в большом объеме научно-популярные и просветительские картины, посвященные самой разнообразной тематике.

Особое место в работе Научного отдела занимало производство этнографических и географических лент. Среди них были фильмы и об Алтае.

По материалам члена СК Елены Огневой подготовила Светлана Александрова.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *