Как строитель, кассир и менеджер открыли в себе художников

Как строитель, кассир и менеджер открыли в себе художников

В барнаульской галерее «Республика ИЗО» открылась большая выставка под названием «Слёт». К участию приглашали художников-профессионалов и любителей старше 35 лет, не являющихся членами творческого союза. В итоговую экспозицию усилиями кураторов удалось вместить около 400 работ 89 авторов, развешивали их в несколько рядов до самого потолка.

Во время торжества на прямую связь из Санкт-Петербурга вышел комиссар галереи, арт-критик Вадим Климов. Он сообщил, что посмотрел фотографии большинства участвующих в нынешней экспозиции работ и 14 декабря готов уже лично провести в Барнауле встречу и рассказать, как художнику сегодня оценить собственное творчество.

Принципиально без отбора

– Выставка получилась масштабная, такой удивительный срез нашего искусства, – сказал Климов. – Но есть одна важная тема, которая меня волнует: задумывая «Слёт», мы хотели привлечь и профессиональных авторов, которые не являются членами Союза художников. Дело в том, что за последние годы только Новоалтайское художественное училище выпустило примерно 300 человек. Где они все, если в Союзе художников сегодня состоит всего 150 человек? Да, на первых выставках мы ориентировались на так называемую самодеятельность. Но сегодня границы между профессиональным и самодеятельным отсутствуют, потому что членство в Союзе художников уже не является критерием профессионализма.

Вообще-то, «Республика ИЗО» проводит ежегодно три большие коллективные выставки: авторы до 35 лет могут принести свои работы на «Собрание», художники от 35 до бесконечности – на «Слёт» и есть еще проект для детей. Важный момент: работы принимаются без отбора (завернут разве что вещи, подпадающие под определение экстремизма или пропаганды чего-нибудь незаконного). «Мы хотим увидеть, чем вообще сейчас авторы занимаются, что им интересно и как они развиваются», – объяснила концепцию куратор Юлия Коданёва.

Похоже, самым возрастным участником нынешнего смотра стал 93-летний Иван Григорьевич Троценко – бывший строитель, открывший в себе художника уже на восьмом десятке.

– Я сейчас почти не вижу и двигаться уже далеко не могу, так что выставки – это самый большой праздник для меня, – признается Иван Григорьевич. – У меня в душе природа, и любовь к ней идет с детства голодного и нищего. А потом я строил железную дорогу, каналы, то есть тоже на природе. Капитально занимался фотографией и покупал много каталогов художников, у меня их целая стопка. Но началось у меня все с книги по акварели.

Рисовать каждый день

Свою первую незаконченную акварель, пейзаж с закатом, Иван Троценко когда-то показал профессиональному художнику Виктору Зотееву, ныне покойному.

– Он спросил, сколько лет я работаю. Я сказал, что это моя первая работа. Виктор Александрович засмеялся: «Маститый художник так не подобрал бы краски заката». Я совсем растерялся… А он пригласил меня в клуб «Художник» при педуниверситете. Так и начались мои занятия и выставки…

У художницы Марии Худобиной в экспозицию вошли пастельные работы и одна экспрессивная абстрактная композиция маслом на холсте под названием «Краски жизни».

– Где я училась? Сначала сама, а потом, когда уже начала рисовать немножечко, ходила на курсы – подумала, что надо как-то развиваться, – рассказала нам Мария. – Позанималась у Погодаева, потом прошла небольшой курс основ рисунка. Технику пастели осваивала по роликам на YouTube. Ну и стараюсь просто рисовать каждый день. А вообще я кассир в поликлинике.

Обычно ее зрители – семья и друзья, в такой большой выставке Мария участвует впервые и на вернисаже выглядела взволнованной. «Мне очень хочется передать больше цвета. Жизнь не тускнеет с годами, она такая же яркая, и хочется показать это в своих картинах, чтобы людям было тепло на душе».

Другая участница – Наталья Быкова признается, что рисовать начала в сложный период жизни. Сначала водила сына в художку, а потом поняла, что тоже хочет попробовать, но в середине учебного года ее не взяли на вечернее отделение, и до следующего августа она жила этим ожиданием.

– Я сейчас менеджер по работе с ключевыми клиентами в фармацевтической компании, и рисование помогает снять стресс. Оно и пришло в мою жизнь как арт-терапия, – говорит Наталья. – Когда сосредотачиваешься на том, как тебе прописать листик или передать форму бидона, отвлекаешься от ежедневной рутины. Говорят, в этот момент идет обновление нервной системы. Самое интересное, у нас в той группе вечерников были от одиннадцатиклассников до женщины за пятьдесят. И в первый год мы вообще не разговаривали: приходили, рисовали и молча уходили (смеется). Познакомились только на следующий год, и выяснилось, что у всех до этого были какие-то жизненные трудности, а на рисовании мы приходили в себя. Так что арт-терапия обладает невероятной силой.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *