Какие необычные изобретения сделали школьники Алтайского края

Какие необычные изобретения сделали школьники Алтайского края
Фото Евгений НАЛИМОВ

Школьники Алтайского края готовятся к федеральным научно-исследовательским конкурсам. Темы их работ – от экологичной добычи урана и изучения свойств сплавов до разработки умной трости и выращивания томатов под током.

Что найдётся в озере?

На этой неделе в детском технопарке «Кванториум.22» участников программы «Будущее Алтая» консультировали преподаватели ведущих вузов края.

– Моя тема называется «Получение уранила из рапы Петуховского содового озера», – рассказала нам Дарья Гурская, десятиклассница из села Северка Ключевского района. – Рапа – это концентрированный раствор минеральных солей озера. Сначала мы с учителем физики Юрием Ивановичем Чернобаевым исследовали его состав и физико-химические свойства – и выяснили, что в нем в очень высокой концентрации присутствует уран. Дальше решили двигаться в этом направлении.

Воду затерянного в лесу озера Дарья изучает с восьмого класса. Говорит, китайские и японские ученые уже сейчас получают уран из озер, но путем электролиза, как она, его еще никто не добывал. А именно этот способ позволяет не загрязнять окружающую среду. Оксид урана, который в сухом виде выглядит как белый порошок, школьница и ее педагог получили с помощью кустарной установки, собранной буквально из шприцов и пивных банок, – нужного лабораторного оборудования в селе Северка нет. А вот на вопрос, связывает ли Дарья свою дальнейшую жизнь с физикой, школьница неожиданно отвечает:

– Я, вообще-то, хочу поступать в педагогический, мне ближе русский язык и литература. Кстати, в программе «Будущее Алтая» у меня были работы по литературе и истории. Сейчас параллельно занимаюсь творчеством Николая Заболоцкого…

Пятьдесят лучших

– Сегодня дети уже в третий раз встречаются с экспертами программы «Будущее Алтая», каждый месяц они получают рекомендации, как улучшить работы, – говорит и. о. директора технопарка «Кванториум.22» Тамара Кузюра. – Главное, мы их постоянно заставляем выступать, чтобы они перестали волноваться и развивали свои коммуникативные навыки. Потому что на федеральных конкурсах эксперты зададут им очень много вопросов!

В феврале-марте 50 алтайских школьников с 7 по 11-й класс представят свои исследования на Всероссийском форуме научной молодежи «Шаг в будущее» (Москва), Всероссийском конкурсе им. Д.И. Менделеева (Москва), олимпиаде «Созвездие» (город Королёв) и конференции «Юность. Наука. Культура – Сибирь» в Новосибирске.

Среди тех, кто уже участвовал в серьезных состязаниях, – Екатерина Сметанина из славгородской школы № 15, которая четвертый год изучает влияние электрического тока на рост и развитие томатов. Для эксперимента она собрала установку с недорогой солнечной батареей и подвела ток к корням десяти растений.

– Если воздействовать током небольшого напряжения, фаза созревания наступает раньше, а по урожайности, общей массе плодов мы собираем практически в два раза больше, чем с растений контрольной группы, – говорит школьница. – Мы уже три таких урожая собрали на своем приусадебном участке.

В поисках интересного

«Ни вкус, ни химический состав плодов не меняется, они безопасны – мы делали лабораторный анализ, – подчеркивает Екатерина. – Изменился лишь ионный состав почвы. Грубо говоря, к растениям поступает больше питательных веществ и они лучше развиваются».

Учитель физики славгородской школы № 15 Наталья Бабанина говорит, что большинство тем для исследований придумывают ее ученики. А сама она научно-исследовательской деятельностью увлеклась просто из желания делать что-то интересное. Первой в 2009 году была ее дочь Мария – учительница шутит, что это был эксперимент на собственном ребенке.

– Я в процессе работы узнаю много нового для себя. Вот с Катиным исследованием пришлось осваивать биологию, потому что оно на стыке двух наук, – улыбается Наталья Анатольевна. – А с работой Ксении Кузьминой, посвященной полимерам и фильтрующим устройствам, изучала химию. Мне кажется, для учителя это требование времени. Ну а для детей – возможность приобрести качества, которые в школе не воспитать, например умение общаться с учеными или даже с прессой. Выбирать информацию, компоновать ее, представлять на защите. В конце концов, время найти – а ведь некоторые мои ученики к тому же идут на медаль!

Кстати, в нынешнюю делегацию края, которая поедет на федеральные конкурсы, Наталья Бабанина снарядила четверых учеников.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *