Камень-на-Оби и Каменский район готовятся встретить паводок-2019

Камень-на-Оби и Каменский район готовятся встретить паводок-2019

Не за горами вскрытие рек на Алтае. Камень-на-Оби и Каменский район традиционно в зоне подтопления. Но «плавает» Камень не только в обских вешних водах.

Талая

Первой во дворы, погреба, а иногда и в дома каменцев приходит отнюдь не речная, а талая вода. Она портит нервы и имущество горожан даже больше, чем паводковая. С началом активного снеготаяния в разных районах Камня начинают происходить локальные подтопления приусадебных участков и домовладений. «Плавают» в эту пору Старинка, район первой школы, частный сектор около Каменской ЦРБ.

Особенно страдают район железнодорожного вокзала, Зеленый клин, куда устремляется талая вода с полей новоярковского направления. Интенсивным этот процесс бывает в годы, когда земля с осени сильно промерзла и весной не впитывает растаявший снег. Потоки полевой влаги устремляются в город. Водопропускная система не всегда способна справиться с массовым наплывом. Жильцы страдающих домовладений пытались повернуть вспять талые потоки, преградить им путь отсыпкой шлака. Но вода пробила себе дорогу, а шлак потом еще долго «гостил» не только на улицах, но и в оградах и огородах самих борцов со стихией.

Захлебывается талой водой весь центр города. Причина банальна – нет полноценной системы водоотведения. Многие предприниматели, владельцы торговых сетей ведут строительство своих магазинов и помещений без учета пропуска талой и дождевой воды. Попросту засыпают проложенные еще в советские времена водопропускные канавы, сливные трубы. Воде деваться некуда, и она всю весну, потом летом во время дождей и всю осень стоит на городских площадях.

Почему при выдаче разрешений на застройку бизнесменам не ставится условий сохранить городскую водопропускную систему, пояснил председатель комитета по ЖКХ, строительству и архитектуре Виктор Попов: «К сожалению, в генплане Камня система водопропусков не значится. Где она была, мы узнаем по рассказам старожилов города, людей, работавших в коммунальной сфере в советские времена. Требовать в правовом поле от застройщиков сохранять городскую водопропускную систему мы не можем, но подсказываем, где она проходила, объясняем последствия игнорирования этого вопроса. Не все к нам прислушиваются, появляются жалобы от жителей города. Со своей стороны мы ведем плановую очистку имеющихся водопропускных канав. Но и с жильцов частных домов не снимается ответственность за загрязнение и заваливание мусором водопропускных канав. Пора очищать, иначе вода пойдет на их подворья и к соседям».

Еще одна важная причина весенних каменских «заплывов» – не убранный вовремя с приусадебных участков и улиц города снег. Что касается частников, то за свою нерадивость они потом сами расплачиваются – вода портит их собственное имущество. А вот несвоевременная и некачественная расчистка городских дорог и тротуаров от снега традиционно создает проблемы всем горожанам. Даже в эту малоснежную зиму бурты снежно-ледяной массы, наваленные снегоуборочной техникой в самом центре города, долго ждали вывоза, а дороги повсеместно превратились к весне в ледяные узкоколейки. 

Ледяная

Следующей приходит в город, в левобережные села Обское и Мыски, заречную деревню Духовую первая волна паводка на Оби, а в село Корнилово – река Прослауха. Весной во время ледохода Обь выходит из берегов в основном из-за возникновения ледяных заторов в районе сел Соколово и Малетино. В Корнилово картину естественного водопропуска портит заброшенная хозяевами-частниками дамба.

– Чтобы предотвратить пагубные последствия ледохода, наши службы и краевые ведомства до вскрытия рек ведут мониторинг состояния льда, при необходимости могут провести локальные взрывы ледяного покрова в критических местах (на моей памяти это делали один раз), – рассказывает о паводковых мероприятиях Сергей Умяров, начальник отдела по делам ГО и ЧС администрации Каменского района. – С первой подвижкой льда оповещаем всех жителей Камня звуковыми сиренами, передаем информацию в сельсоветы. Там постоянно следят за паводковой ситуацией на реке. Вероятность образования ледяных заторов на Оби при низком уровне воды в границах Каменского района около 70%. Критический уровень подъема воды для Камня – 700 см над нулем водомерного поста. Поднимется выше – начнется подтопление прибрежных участков.

В подтопляемой зоне Камня находятся около 200 приусадебных участков, 34 жилых дома, в которых проживает 877 человек, в том числе 166 детей.

На случай эвакуации в Каменском районе подготовлены восемь пунктов временного размещения. В Камне – в двух общежитиях агротехнического техникума и гостинице «Обь». В сельской местности – в зданиях школ. В селах отведены места для перегона и временного содержания сельскохозяйственных животных. До начала ледохода волонтеры, главы сельсоветов информируют граждан о возможных последствиях паводка и порядке действий в случае подтопления домовладений. Проверку систем оповещения и готовности техники и личного состава спасательных служб провели на днях в рамках командно-штабных учений, еще раз теоретически отработали весь алгоритм действий в чрезвычайной ситуации.

– Первая волна паводка для Камня и Каменского района не слишком опасна, – говорит Сергей Умяров. – Вода быстро поднимается и так же быстро уходит, не успевая нанести большого вреда. В этом году вскрытие Оби в границах Камня прогнозируется в середине апреля. Пока гидрологическая обстановка не предвещает каких-то сложностей.

Сегодня особое внимание уделяется поведению людей на водоемах. Лед с каждым днем истончается, выход на него становится опасным.

Коренная

Самая трудная и практически неуправляемая – вторая волна паводка. Коренная вода, образующаяся в результате таяния ледников в горах, зачастую серьезно подпитывается осадками в верховьях Оби. Гостья хоть и нежеланная, но ожидаемая, поскольку регулярно посещает каменскую землю, подолгу стоит в огородах и домах местных жителей. Бывало, что большая вода не спадала по две-три недели.

– Люди заранее справляются у нас о прогнозах на второй паводок, потому что приходит пора огородных работ, строек и ремонтов, – рассказывает начальник районного отдела по делам ГО и ЧС. – Но предсказать его заранее очень сложно. В 2015 году ничего не предвещало беды, которая нежданно пришла с Чумыша. Коренная вода поднималась выше критического уровня в последние годы довольно часто. В 2001 году, потом в 2010-м. В 2014 и 2015 годах стояла на уровне соответственно 753 и 754 см над нулем водомерного поста при критических 700 см, наделала много бед. В тот раз подтопленцы согласились эвакуироваться.

Второе водополье в Камне не бурное, не разрушительное, не сносит речными потоками сооружений и дамб. Оно тихое, но коварное. Постепенно вымокают в огородах посадки, напитываются водой стены подтопленных сооружений, подгнивают погреба. Для рыбаков, в том числе и промысловиков Каменского рыбозавода, большая вода – безрыбье. Хорошо только заливным пойменным лугам, которые благодаря плодородному илу и избыточной влаге выдают потом животноводам по два-три укоса.

После ухода коренной воды начинается работа по устранению последствий ее пребывания. Кто-то заново сажает огород, сушит погреба, жилища, надворные постройки, ремонтирует пострадавшие конструкции. Коммунальные службы откачивают воду, оставшуюся на городской территории, убирают мусор, который принесла река в город.

В годы сильных наводнений владельцы пострадавших домов и усадеб получали компенсации из местного и краевого бюджетов. В ответ на призывы страховать имущество от водной стихии жители прибрежных микрорайонов лишь усмехаются: «Пробовали. Страховщики не дураки. Как только называешь адрес, разводят руками – извините, ничем помочь не можем».

– Заботит то, что река меняет русло, – говорит государственный инспектор Каменского участка ФКУ «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Алтайскому краю» Владимир Морозов. – За последние тридцать лет на протяжении 12 км в черте города на Оби выросло порядка семи больших островов. Сказывается строительство второго железнодорожного моста и то, что расчисткой русла никто не занимается уже несколько десятков лет. Эти преграды не дают пришедшей сверху воде в естественных границах сливаться в водохранилище. Началось все, по моему мнению, со строительства Новосибирской ГЭС. Течение реки замедлилось, русло стало затягивать, пошло наслоение. Поначалу, в 70 – 80-х годах его чистили, но в 90-х эта работа прекратилась. Сейчас свальное течение идет на город. Но река может поменять поведение, выбирая себе удобный путь вниз.

Грунтовая

В Камне от грунтовки страдают жители нескольких микрорайонов практически круглый год. Они стремительно заболачиваются.

Причины называются разные: возведение второй насыпи без обу­стройства гидросооружений для отвода грунтовых вод, массовое бурение частниками скважин и строительство неизолированных септиков, пришедшая в негодность, частично разрушенная городская система водоотведения. Горожане самостоятельно ищут подземную воду, откачкой септиков промывают грунтовке путь наверх. Последствия плачевны – заболачивается большая часть города, «плавает» и разрушается «подушка» под городскими дорогами, слабеют от размыва грунта фундаменты зданий, в том числе и социальных объектов. Если серьезно не заниматься этой проблемой, не искать возможности попасть в федеральные программы, не направлять воду в нужное русло, она проложит себе путь сама. Вода ведь, как известно, даже камень точит.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *