Карта кораблей, затонувших на Оби: координаты и истории

29.04.2020

Алина Полонникова

Карта кораблей, затонувших на Оби: координаты и истории Более 150-ти барж, катеров, теплоходов и пароходов мертвым грузом лежат на дне и по берегам на огромном участке Обской акватории. Инфографика Анастасии Таскаевой.

На берегах и на дне Оби лежат остовы десятков затонувших пароходов, барж, буксировщиков. Чаще бесхозные, погибшие суда уникальны своими историями и легендами: «Коллективист» сгорел в 1945-м с фронтовиками, вернувшимися с войн, секретный пароход МВД подняли под Бугринским мостом, известен даже корабль, затонувший с грузом портвейна. VN.ru изучил координаты и составил карту мест их последнего причала.

Более 150-ти барж, катеров, теплоходов и пароходов мертвым грузом лежат на дне и по берегам на огромном участке Обской акватории от Алтая до Салехарда. Затраты на подъем судна гораздо выше, чем прибыль от сдачи ржавого металлолома. «Утопленников» по закону поднимают только в том случае, если они создают опасность для судоходства либо для экологии. Если судно мешает рыболовству, его тоже необходимо убрать, а счет выставить владельцу. Чаще всего, найти владельца брошенного теплохода или баржи невозможно.

map-03-копия.jpg

Обское море – кладбище погибших кораблей

Острова и берега Обского моря усеяны обломками некогда мощных машин, рассекающих воды Оби. Автоперевозки стали проще и доступнее речных транспортных путей, корабли стали не нужны. В 1980-е годы по Оби перевозили до 35 миллионов тонн грузов. В конце 2000-х грузооборот в Обском бассейне составлял около 10 миллионов тонн.

корабли 3.jpg

Фото Алексея Танюшина.

Погребенных под толщей воды судов немало даже в черте Новосибирска. Настоящий музей нерабочей техники, некогда трудившейся во благо СССР, на лодочной базе в Затоне в районе Лесоперевалки. В 90-х годах содержать суда стало накладно, владельцы попросту бросили убыточные корабли. Искореженные ржавчиной и временем, они – пристанище для таких же ненужных и одиноких.

Их облюбовали бомжи и прочие маргинальные личности. Местные в шутку называют «посейдонами».

Загадочный «Кишинев» – пароход, выполнявший секретные миссии МВД СССР

При строительстве Бугринского моста в 2012 году пришлось выудить из воды затопленный 40 лет назад пароход «Кишинев». Это обошлось более чем в 3,5 млн рублей. «Отбить» удалось 100 тысяч рублей, сдав на металлолом некоторые его части.

TAN_8856.jpg

Нигде в истории судоходства на Оби корабль с именем «Кишинев» не фигурировал. Упоминание судна обнаружили лишь в диспетчерском справочнике 1973 года. Выяснилось, что судно принадлежало Новосибирскому оловянному комбинату, вероятно, тогда оно и было переименовано. В 50-е годы стратегическое предприятие находилось под контролем Геологического управления МВД СССР. Возможно, этим и объясняется тот факт, что данные о корабле были засекречены.

map-04-копия.jpg

Гибель «Коллективиста» у села Антоново

Страшный пожар на пароходе «Коллективист» произошел 25 сентября 1945 года чуть выше поселка Чингиз. Пароход доставлял из Новосибирска в Камень-на-Оби демобилизованных фронтовиков. Говорят, судно сгорело за 15 минут.