Коммунальному мосту 65 лет: трагедии и курьезы переправы

20.10.2020

Константин Голодяев, специально для VN.ru

20 октября 1955 года мост длиной 840 метров с двумя рядами движения в каждую сторону и трамвайными путями был торжественно открыт. Фото Алексея Танюшина.

Лодочные переправы, паромы, «передача», военный понтонный мост – эти ниточки связывали два берега великой Оби сотни лет. Наконец-то, в 1925 году на первом генеральном плане Новосибирска была нанесена полоска капитального моста. Именно в том месте, где он сейчас и находится. Но его постройка и открытие оттянулись на 30 лет.

И вот 20 октября 1955 года мост длиной 840 метров с двумя рядами движения в каждую сторону и трамвайными путями торжественно открыт. Это был большой праздник.

мост1.jpg

Открытие Коммунального моста, 1955. Музей ГЭТ

Проектов было много, но даже принятый претерпел множество упрощений. Мост лишили 45-метровых скульптурных пилонов-обелисков, 27-метровых торшеров со светящимися звёздами, колоннады и других украшательств-излишеств. А в целях экономии на левом берегу пришлось ещё и понизить высоту предмостовой дамбы, в результате чего мы там сейчас наблюдаем характерный прогиб, о котором сегодня ещё будет идти речь. Но вот чугунные ограждения, украшенные советской символикой, ещё стоят. Чего они только не натерпелись в своей жизни!

мост2.jpg

Фото с форума «Новосибирск в фотозагадках».

Сегодня, в день рождения нашего замечательного Коммунального (Октябрьского) моста, хотелось бы рассказать о некоторых громких происшествиях, накопленных им за этот уже солидный возраст. Поведаны они мне были одним из новосибирских старожилов – Василием Федотовым, большую часть своей сознательной жизни проведшим, наверное, за рулём.